Путешествие с Гулливером за диминутивчиками: уменьшительно-ласкательные слова в русском языке
Методический кейс по развитию практик обучения русскому языку и языкам народов России в контексте межкультурной коммуникации
Аннотация
Диминутивы (уменьшительно-ласкательные образования) – это неотъемлемая часть русского языка. Они активно и регулярно образуются от существительных как для обозначения предметов меньшего размера, чем «стандартные», так и для передачи различных оттенков отношения.
Если присмотреться, в нашем языковом сознании сосуществуют и соседствуют мир обычных предметов, существ и мир маленьких. А задавались ли мы вопросом, зачем мы уменьшаем? Предлагаем покопаться в своём словарном запасе, обратиться к истории языка, заглянуть в любимые книжки. Обязательно найдём ответ! Нашим помощником и вдохновителем будет Джонатан Свифт и его миры, описанные в знаменитом “Путешествии Гулливера”.
Основные формы работы в этом проекте — анализ языкового материала, создание собственных текстов с использованием деминутивов и драматизация. Основные методы — проблемное изложение, когда педагог даёт образцы рассуждения при анализе языкового материала, и частично-поисковый, когда ученики самостоятельно ищут ответ на вопрос, а педагог только помогает им в случае затруднения. Создание собственных текстов и драматизация — полностью творческая часть проекта.
Лингвистическая часть этого путешествия разработана кандидатом филологических наук И.В.Фуфаевой.
Кейс рекомендован для внеурочной работы по русскому языку, дополнительного образования учащихся основной и старшей школы.
Целевые установки методического кейса
- Формирование и расширение опыта исследовательской деятельности в области лингвистики.
- Формирование культуры коммуникации при решении творческих личностно значимых проектов.
- Формирование готовности переносить имеющиеся знания о языке для создания собственных текстов н использовать для моделирования поведения в межкультурной ситуации.
Планируемые результаты
● в области развития языковой культуры:
участники проекта расширяют опыт ценностного отношения к языку как развивающемуся и формирующемуся с их личным участием явлению.
● в области коммуникативной культуры:
участники проекта формируют культуру дискуссий по вопросам развития русского языка и языков народов России с использованием аргументации на основе наблюдений за языком.
● в области развития письменной речи учащихся:
участники проекта расширяют опыт творческой деятельности при создании собственных текстов, формируют культуру работы с черновиком;
● в области практик обучения русскому языку и языкам народов России:
учителя русского языка получают методически оснащенный модуль программы дополнительного образования с использованием интерактивных методов, основанных на межличностной коммуникации.
Целевая аудитория
Кейс рекомендован для внеурочной работы по русскому языку, дополнительного образования учащихся основной и старшей школы.
Набор методических материалов и рекомендации по их применению
- Аннотация и сценарий занятия;
- Страница проекта https://www.facebook.com/fangulliver/;
- Презентация к занятию;
- Материалы для изучения и анализа;
- Советы, как написать хороший фанфик.
Сценарий занятия
I. Актуализация
Вспомним, что Гулливер, герой знаменитого романа Д.Свифта, попал в страну Лилипутию, в которой живут маленькие человечки — лилипуты. И хотя лилипуты в 12 раз меньше человека, Гулливеру пришлось подчиниться и остаться в этой стране. Лилипуты очень похожи на нас с вами. Посмотрим фрагмент старого советского фильма “Новый Гулливер” (реж. А.Птушко, 1935 г.): https://ok.ru/video/743177652891
Обсудим, что понравилось, на что ученики обратили внимание. После обсуждения эмоциональных впечатлений обратим внимание на средства языка. Еще раз вспомним: как назывались жители страны Лилипутии? Как назывались жительницы страны лилипутии? Кто такая лилипуточка? Есть ли в нашем языке синоним для слова “лилипуточка”? Как вы думаете, с какой целью (почему) лирический герой этой песенки использует уменьшительно- ласкательное обращение?
Интересно обсудить слово минуточка. Сколько длится минута, минутка и минуточка? Как по значению различаются эти слова? Зачем нам столько слов,обозначающих 60 секунд?
Итак, вместе с Гулливером мы отправимся в путешествие в наш мир за словами уменьшительно-ласкательными и будем искать ответ на вопрос “зачем мы уменьшаем?”.
II. Проблематизация
Все мы прекрасно знаем, как назвать такой предмет, который меньше обычного, стандартного.
- В гостиной стоит ШКАФ, а в кухне на стене висит ШКАФЧИК.
Что добавляет к значению слова шкаф кусок —чик?
2. Для уборки снега нужна ЛОПАТа (или много ЛОПАТ), а чтобы разрезать торт и разложить его куски торта на тарелочках – ЛОПАТКа (или много ЛОПАТОК).
Что добавляет к значению слова лопата кусок –к/ок—?
В лингвистике – науке о языке – эти части слов: —чик и —к/-ок называются «уменьшительными суффиксами». Но пойдём дальше.
3. Чтобы нанести крем на лицо – нужна ЛОПАТОЧКа.
В этом слове нанизаны друг на друга два уменьшительных суффикса: ЛОПАТ-ОЧ-Ка (с чередованием –к/ч). Что добавляет здесь второй уменьшительный суффикс?
Слова с уменьшительными суффиксами по-научному называются диминутивами.
Но! Иногда диминутивами мы пользуемся, чтобы называть предметы обычного размера.
4. Что добавляет уменьшительный суффикс в слове КОТИК по сравнению с словом КОТ, если речь идёт об одном и том же домашнем питомце по имени Васька?
5. Что добавляет суффикс к слову админ во фразе посетителя форума «Люблю вас, админушки»?
6. В стихотворении Бориса Слуцкого «Вот и проросла судьба чужая…» поэт образно говорит о рождении любви и «прорастании судьбы» любимой женщины в судьбу автора.
«Вот и протолкалась эта травка
и поглядывает робко,
поднимая для затравки
темные, густые бровки.
Теми бровками глаза оправлены,
капли доброго огня.
Здравствуй, зайчик солнечный, направленный
кем-то в шутку на меня».
Почему ТРАВКа и БРОВКи, а не ТРАВа и БРОВи, что добавляют диминутивы к метафорическому описанию чувства к женщине, и самой женщины? В стихотворении есть ещё один диминутив – ЗАЙЧИК. И, хотя это часть устойчивого выражения «солнечный зайчик», он становится в ряд с другими уменьшительными образованиями, как бы возвращает свою «уменьшительность-ласкательность», олицетворяя «добрый огонь» взгляда, которым любимая смотрит на автора.
7. Или сравните две ситуации. 1. Два трамвайчика: большой и маленький.
Ситуация 1. В сказке про Муми-троллей на столе стоит декоративный ТРАМВАЙЧИК. Маленький предмет назван диминутивом.
Ситуация 2. Мама показывает маленькому ребёнку: «ВОН ИДЁТ ТРАМВАЙЧИК!» При этом по рельсам идёт обычный трамвай. Что добавляет здесь суффикс –ЧИК?
Возможно, эти суффиксы несут информацию о том, как говорящий относится – в одном случае к коту, в другом – к админу, в третьем – к слушателю, то есть ребёнку?
8. Очень часто диминутивами называют еду в процессе угощения. Об этом писательница Татьяна Толстая считает так: «-МОРКОВОЧКи положить? ХЛЕБЦа? КОЛБАСКу кушайте, — это вот все правильно. Так надо, так угощают… словами выстраивая защитный колпак, купол над людьми, севшими за трапезу… Слова подают сигнал: тут мирно, тут спокойно, уютно, как в детстве; расслабьтесь. Вы же не будете говорить: «Ешьте морковь». Она же колом в горле встанет».
9. В поэме Некрасова «Генерал Топтыгин» поэт описывает окружающую обстановку так: «Дело под вечер, зимой, И МОРОЗЕЦ знатный». «Знатный» — здесь означает «крепкий, серьезный». Одним словом, морозит сильно. Почему же автор использует диминутив МОРОЗЕЦ? Что за отношение он выражает?
Возможно, в случаях 4-9 уменьшительные суффиксы несут информацию о том, как говорящий относится – в одном случае к коту, в другом – к админу, в третьем – к героине стихов (взгляд которой он сравнивает с пробившейся травкой), в четвертом – к слушателю, то есть ребёнку, в пятом – какие эмоции он испытывает по отношению к «знатному» морозу?
10. …А вот зачем мы уменьшаем названия периодов времени? «У вас найдётся для меня пять МИНУТОЧЕК?» «Можно, я отлучусь на НЕДЕЛЬКу?»
Как вы считаете, МИНУТОЧКа меньше МИНУТКи? А МИНУТКА – МИНУТы? А НЕДЕЛЬКа – НЕДЕЛи?
11. В повести Василия Аксенова «Звездный билет», один герой говорит другому: «Ну, миленький Алинька, можно разочек?Всего один разик?»
Отличаются ли по количеству РАЗ, РАЗОК, РАЗОЧЕК? Почему мы пользуемся диминутивами в этих случаях?
12. …А когда медсестра говорит, что поставит УКОЛЬЧИК, почему она не пользуется словом УКОЛ?
Методический комментарий
В ходе проблемной беседы участники проекта выдвигают гипотезы, проводят наблюдения над языком, приводят примеры, ищут доказательства, таким образом открывают самостоятельно (при помощи педагога) особенности образования и использования деминутивов в русском языке.
III. Использование новых знаний. Драматизация.
Представим, что лилипуточка откликнулась на призыв лирического героя. И вот они обедают вместе.
Задание для групповой работы.
Сочините диалог лилипута и лилипуточки за обедом, в этом диалоге должно быть использовано не менее 10 деминутивов. Кроме двух главных героев в сцене может участвовать любое количество второстепенных персонажей.
Разыграйте диалог.
Методический комментарий.
Рекомендуем обратить внимание участников проекта на правила оформления на письме диалогов действующих лиц, значение авторских ремарок и способ их оформления.
Заметим, что для подготовки и исполнения сцены потребуются не только актеры, но и режиссер, суфлёр, реквизитор, мастер шумовых эффектов. Каждый может найти себе интересное дело.
При разборе исполнения можно только хвалить ребят за исполнительское мастерство, вряд ли в этом деле надо выбирать, кто лучше. При разборе обращаем внимание, какой художественный эффект создают деминутивы, выделяем суффиксы, с помощью которых они созданы, и то значение, которое они добавляют исходному слову. Особо обсуждаем, с какой инторнацией произносятся деминутивы и как важна интонация для понимания смысла высказывания. И вернемся к главному вопросу темы: почему мы уменьшаем?
Рекомендуем заручиться разрешением родителей на видеосъемку и сделать видеозаписи наиболее удачных выступлений, видеозаписи лингвистических разборов диалогов.
И, конечно, эта тема — отличный повод прочитать “Приключения Гулливера” Джонатана Свифта, посмотреть классические и новые фильмы:
-
Новый Гулливер (1935) — советская детская мультипликационно-игровая сатирическая комедия;
-
«Путешествия Гулливера» (англ. «Gulliver’s Travels», 1939) — американский полнометражный цветной мультипликационный фильм;
-
Путешествия Гулливера (Gulliver’s Travels 1996), США, Великобритания, — игровой фильм;
-
“Путешествия Гулливера” («Gulliver’s Travels», 2010) — игровой фильм.
IV. Включение нового в систему знаний. Создание авторских текстов (факультативно)
Если в группе есть участники, с удовольствием занимающиеся литературным творчеством, можно предложить сочинить и опубликовать фанфики к роману Джонатана Свифта или одной из экранизаций бессмертного романа. А в фанфиках, конечно, кроме остроумного сюжета нас будут интересовать деминутивы. Пусть в фанфике будет не меньше 20 деминутивов. А начать, например, можно так:
Страна, в которую буря занесла Гулливера, называлась Лилипутия. Жили в ней лилипуты. Всё здесь было такое же, как у нас, только очень маленькое.
Или так:
Наш путешественник побывал во многих странах, но такой красоты не видал нигде. Леса и поля здесь были похожи на лоскутное одеяло, луга и сады напоминали цветущие клумбы. Реки извивались серебристыми ленточками, а расположенный неподалёку город казался игрушечным.
Методический комментарий.
Фанфик — это литературное произведение, которое опирается на ситуации или героев существующего произведения и считается данью автора оригинальной работе. Фанфик — это отличный способ выразить свою любовь к произведению и его героям, и возможности такой формы самовыражения не ограничены.
Можно предложить участникам проекта несколько советов, как написать хороший фанфик.
-
Изучите мир. Почитайте роман Дж.Свифта или посмотрите экранизации. Обратите внимание, по каким законам (канонам) устроен мир лилипутов и мир всей книги.
-
Определите масштаб. Вы хотите написать длинный или короткий рассказ? Самые короткие фанфики обычно в 50–100 слов. Более сложные работы имеют сложный сюжет, из-за которого рассказ растягивается на много страниц.
-
Итак, ваша версия развития событий. Фанфик основывается на предположениях. Что было бы, если бы в Лилипутии оказался персонаж другого произведения, например, Илья Муромец или Чебурашка, или Люк Скайуокер? Иногда авторы сами вписывают себя в историю и взаимодействуют с героями. Такой герой называется аватаром. Что было бы, если вместе с Гулливером в Лилипутии оказался ты лично? Что было бы, если бы Гулливер случайно наступил на королевский дворец во время заседания кабинета министров? Ваша версия? Уже можно придумать рабочую версию названия вашего фанфика.
-
Несколько предупреждений, ограничивающих фантазию автора. Объединить несколько миров в один — непростая задача. Все герои и ситуации, в которых они действуют, должны соответствовать законам мира (канонам), в котором они существуют. Например, Илья Муромец — богатырь, воин, который всегда защищает слабых. Чебурашка — добрый и любопытный несмыслёныш. Не изменяйте героев до неузнаваемости.
-
Продумайте сюжет, это последовательность событий. Даже если вы не обладаете блестящими навыками писателя, вы сможете привлечь внимание читателя увлекательным сюжетом. В хорошем сюжете всегда есть завязка — конфликт — развитие действия и препятствия — развязка. В завязке должна описываться ситуация, в которой будут действовать герои. Конфликт — событие, которое заставляет героя действовать. Нередко конфликт возникает из-за противостояния с противником. Далее развитие действия, это цепь событий, в которых проявляются характеры героев, отношения между ними. Наступает момент, когда герой находится в крайне неудачной ситуации, и кажется, что все потеряно. Это максимальная точка напряжения. Развязка — герой берет верх над противником или обстоятельствами.
-
Начните работу с черновика. Пишите, читайте свою работу друзьям и правьте! Если вы хотите, чтобы к вашей работе отнеслись серьезно, вам придется заняться правкой. Перечитайте написанное и подумайте, что вы можете сделать, чтобы улучшить текст. Удалите то, что не имеет значения, и добавьте необходимые подробности.
-
Как улучшить текст? Лучший способ показать характер героя — заставить его действовать. Пусть вор украдет, детектив начнет расследование, министр напишет закон… Таким образом не придется пускаться в пространные описания характера персонажа – ключевые моменты истории сами будут его описывать. Пусть у вас будет активное действие: битвы, схватки, споры и тому подобное. Но не все вместе на одной странице! Развивайте действие постепенно, с подъемами и спадами, так ваш текст будет легче восприниматься.
-
Если покинуло вдохновение, и вы не знаете, о чём писать, обращайтесь к оригиналу: книге, экранизации. Фанфик должен быть пропитан любовью к исходному материалу и таланту автора. Вы сможете лучше понимать, соответствует ли ваша работа миру оригинала, если будете перечитывать книгу или пересматривать экранизации. Если этот совет не помогает, сделайте передышку. Отвлекитесь. Это временно
-
Пишите каждый день. Выделите в своём режиме дня время для создания фанфика, пусть это будет 15-30 минут.
- Перед публикацией. Еще раз уточните название, оно всё еще вам нравится? Опишите и опубликуйте главную идею своего фанфика в 2-3 предложениях, заинтригуйте читателя, чтобы он не смог оторваться и сразу захотел читать дальше.
Источники, из которых черпались эти советы:
-
https://www.fanfiction.net/topic/2872/59053629/Writing-Ideal-Chapter-Length
-
http://www.overthinkingit.com/2008/09/22/why-im-not-going-to-read-your-fanfic/
-
http://www.overthinkingit.com/2008/09/22/why-im-not-going-to-read-your-fanfic/
-
http://www.overthinkingit.com/2008/09/22/why-im-not-going-to-read-your-fanfic/
-
http://www.ellegirl.ru/articles/fikrayting-po-polochkam-ili-kak-napisat-svoy-fanfik/
-
https://ru.wikihow.com/написать-фанфик
Участники проекта могут публиковать свои произведения на странице https://www.facebook.com/fangulliver/
Педагоги должны знать, что у авторов — фанов книг, литературных героев, кинофильмов и мультфильмов есть специализированные сайты для публикации своих текстов (фанфиков), например https://ficbook.net/
Но среди многочисленных публикаций в этой книге немало с пометкой 16+. Кроме того большинство публикаций имеет довольно посредственное качество и многое из написанного читать не стоит.
Зачем-мы-уменьшаем_Материалы для анализа