Методический кейс. Давайте сначала, от поля и речки, с родного причала, от печки до печки: лексические особенности русских говоров

В школьной программе по русскому языку диалектологии уделен лишь один час в 6 или в 5 классе, за это время ученики успевают усвоить определение диалектных слов и выполнить 1-2 упражнения из учебника. Таким образом вскользь как второстепенная проходит важнейшая тема, формирующая языковую картину мира, последняя отражает круг национальных представлений о мире и человеке, круг образов, оценок, ценностей.

Кроме мировоззренческой, у школьной диалектологии есть и прикладное значение: ученики — носители региональных особенностей русского языка смогут убедиться, как в их речи отражена история народа и как диалектные особенности помогают или мешают им освоить орфографические и грамматические нормы литературного языка. Поэтому мы предлагаем использовать отведенные программой часы как мотивационный этап для более глубокого погружения в эту тему. Во внеурочное время рекомендуем предложить учащимся решение видеокейса по диалектологии.

Почему кейс? Потому что в школьном изучении нужно успеть показать тему о своеобразии русских диалектов и говоров как комплексную, имеющую отношение к жизни каждого ученика как носителя языка. Почему видеокейс? Учебная видеозапись обеспечивает образное восприятие сюжетной канвы кейса и его наглядную конкретизацию по времени и месту. Использование видеозаписей  позволяет обеспечить:

  • высокую информационную насыщенность кейса за счет интеграции сюжетной и информационной части;
  • высокую информационную насыщенность кейса за счет синтеза зрительной и слуховой информации;
  • синтез рационального (теоретического), эмоционального и иррационального (интуитивного) подходов к анализу ситуаций на основе восприятия зрительной и слуховой информации;
  • наблюдение за ситуацией, лежащей в основе кейса, в развитии, динамике;
  • реалистичность отображения действительности.

Видеокейс рекомендован для внеурочной работы по русскому языку, дополнительного образования  учащихся основной и старшей школы .

В основе видеокейса — материалы видеолекции кандидата филологических наук И.И.Исаева.

Методический видеокейс.