Как сделать учебный видеокейс по русскому языку (методическая распаковка)

Отличительной особенностью метода кейсов является создание проблемной ситуации на основе событий (фактов) из реальной жизни. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Основная функция кейс-метода  — учить учащихся решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом.

Учебный видеокейс всё чаще используется в общеобразовательной школе как технология формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся.

Использование видеозаписей обеспечивает образное восприятие сюжетной канвы кейса и его наглядную конкретизацию по времени и месту. Вместе с тем методика создания учебных видеокейсов практически не обсуждается, и учителя вынуждены конструировать учебные видеокейсы, не имея критериев их качества и эффективности. В этом кейсе мы намерены закрыть профессиональные дефициты учителей в области самостоятельно конструирования учебного материала для видеокейсов.

В материалах методического кейса используется видеолекция кандидата филологических наук И. И. Исаева «Диалектное многообразие русского языка» (https://www.youtube.com/watch?v=bsOll7yFEUQ).

Целевые установки методического кейса: совершенствование компетенций в области создания и использования учебного видеокейса как образовательной технологии для развития метапредметных и предметных компетенций учащихся основной и старшей школы.

Планируемые результаты использования учебного кейса.

Участники обучения будут знать специфику технологии кейс-стади и дидактические особенности учебных видеокейсов.

Участники обучения будут уметь находить место данной образовательной технологии в учебном процессе, отбирать учебный материал и самостоятельно конструировать учебный видеокейс.

Целевая аудитория: учителя русского языка и языков народов России, осуществляющие профессиональную деятельность в условиях билингвальной, либо полилингвальной образовательной среды, этнокультурного разнообразия среды.

Состав методического кейса:

  • аннотация и материалы кейса;
  • презентация к материалам методического кейса;
  • восемь видеофрагментов для анализа.

 

Набор материалов методического кейса и рекомендации по их применению.

 Краткое введение в проблему использования кейс-метода.

Организация обучения на основе учебных кейсов наиболее широко используется в современном образовании, чаще — в профессиональном, но и в общем образовании.

Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе событий (фактов) из реальной жизни. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций.

Студентам (учащимся) предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Основная функция кейс-метода — учить студентов (учащихся) решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом

Опыт показывает, что эффект от кейсового метода достигается только тогда, когда число кейсов достаточно велико. Напомним, Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90 % учебного времени на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение кейс-метода в обучении бизнесу.

Ситуационное обучение по гарвардской методике – это интенсивный тренинг студентов с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда или любой другой бизнес-школы за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов.

Актуализация.

Есть ли у вас опыт создания кейсов для школьников на материале русского языка?

В чем основное затруднение?

На каком этапе: проектирования или реализации?

Чем интересен учебный видеокейс?

Методический комментарий о дидактических возможностях учебных видеокейсов

Как известно, учебные кейсы могут быть представлены в различной форме: бумажные (от нескольких предложений на одной странице до множества страниц), видеокейсы, мультимедийные. Поскольку учебный кейс — не просто реалистичное описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию, наиболее адекватной формой фиксации комплексной проблемы, требующей комплексного решения, является видеозапись, т. к. она обеспечивает образное восприятие сюжетной канвы кейса и его наглядную конкретизацию по времени и месту.

Как мы знаем, любой кейс имеет сюжетную и информационную части. В основе сюжета кейса — проблема, неразрешенное противоречие между желаемым и действительным. Основная трудность в создании кейса — отразить в письменном тексте, имеющем линейную структуру, комплексную (нелинейную) жизненную ситуацию. Можно поставить эксперимент и проверить, сколько времени уйдёт на описание сюжета 5-минутного мультфильма «Маша и Медведь».

Действительно, обладая незаурядным воображением и хорошим стилем, можно засесть за описание и создать интересную историю, но это удел немногих талантливых рассказчиков, владеющих письменной речью, а вот выбрать видеозапись проблемной ситуации (в нашем примере — подобрать мультфильм) — подход более технологичный.

Использование видеозаписей в основе кейса позволяет обеспечить:

высокую информационную насыщенность кейса за счет интеграции сюжетной и информационной части кейса;

высокую информационную насыщенность кейса за счет синтеза зрительной и слуховой информации;

синтез рационального (теоретического), эмоционального и иррационального (интуитивного) подходов к анализу ситуаций на основе восприятия зрительной и слуховой информации;

наблюдение за ситуацией, лежащей в основе кейса, в развитии, динамике;

реалистичность отображения действительности;

демонстрацию не только правильных решений, но и детальный анализ неэффективных стратегий с помощью коротких, ярких историй, герои которых совершают типичные ошибки.

Благодаря своей компактности видеокейсы могут использоваться на разных этапах обучения и с разными целями:

на этапе актуализации знаний и проблематизации в начале изучения новой темы;

на этапе изучения нового материала для создания субъективно нового прикладного знания (способов и приёмов деятельности, выведения правил);

на этапе закрепления знаний и умений для применения знаний и умений в новой ситуации и перевода их на уровень компетентностей.

на контрольном этапе процесса обучения для оценки различных видов компетентностей учащихся.

При всѐм многообразии видеокейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, видеокейс включает в себя следующие части:

Игровой или документальный видеофрагмент (реалистичный или синтезированный, мультипликационный), в основе сюжета которого лежит случай, проблема, история из реальной жизни.

 Контекст ситуации, как правило, содержится в самом видеофрагменте, лежащем в основе кейса. Но если информации в видеофрагменте недостаточно, необходимо видеофрагмент дополнить текстом с описанием хронологического, исторического, контекста места, особенностей действия или участников ситуации.

Комментарий ситуации, представленный автором кейса.

Вопросы или задания для работы с кейсом.

Приложения.

Методическая распаковка видеокейса «Лексические особенности русских говоров».

На наш взгляд, закрыть потребность в учебных видеокейсах по русскому языку поможет создание банка самостоятельно подготовленных преподавателями на основе видеоматериалов, размещенных в интернете. Рекомендуем использовать видеозаписи лекций на видеоканале Языки народов России Центра современных образовательных технологий (https://www.youtube.com/channel/UCwcNNNyKA9LNL-ULOhb3iLQ), Курсера (https://www.coursera.org/), Академия Хана (https://ru.khanacademy.org/) TED (http://tedrus.com/).

Как самостоятельно создать видеокейс? Покажем на примере кейса «Лексические особенности русских говоров». Мы предлагаем придерживаться следующих этапов работы, которые определяют методическую полноту и обеспечивают технологичность создания видео-кейсов.

1-й этап. Определяем цель создания и использования видеокейса в учебном процессе.

Цель 1. Учащийся должен уметь принять конкретное решение и применить свои знания к конкретной ситуации.

Цель 2. Учащийся должен показать способность мыслить логически, ясно и последовательно. Учащийся должен показать знание, что представляют собой соответствующие данные и предположения.

 Цель 3 . Учащийся должен уметь представить анализ в убедительной и обоснованной форме.

Цель 4. Учащийся должен обладать здравым смыслом, под которым мы понимаем способность видеть очевидное и уместное. Студент должен уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.

Цель 5. Учащийся должен показать готовность и способность применить аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо.

 Цель 6 . Учащийся должен уметь выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность. Этот критерий в большей степени для работ с оценкой «отлично».

Цель 7. Учащийся должен быть способен использовать имеющиеся в его распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.

На этом этапе мы определяемся, почему для решения задач курса (темы) лучше всего использовать видеокейс.

Вопрос для обсуждения: какая цель подходит для темы «Лексические особенности русских говоров»?

Вариант ответа:

учащиеся будут знать основные особенности диалектной лексики;

уметь отличать диалектные формы речи от литературных;

вычленять в устном тексте диалектные особенности;

также вести сбор диалектных данных;

владеть навыками работы с диалектологическим атласом русского языка, этимологическими и диалектными словарями, а также Национальным корпусом русского языка.

2-й этап. Определяем, какая практическая ситуация наиболее соответствует целям обучения.

 Речь идёт о типовых ситуациях, с которыми придётся столкнуться учащимся в реальной жизни. Из методики кейс-метода известно, что хорошая конкретная ситуация это:

более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном — «теории» вопроса (Видеофрагмент_1_Средне-русский говор);

внутренняя интрига, головоломка, требующая решения (Видеофрагмент_2_Как называется деревянная посуда для теста, Видеофрагмент_3_Мотивация названий ухвата, Видеофрагмент_4_Мотивация названий цепа);

занимательная жизненная история;

обилие информации, анализ которой нетривиален и требует поиска дополнительной информации (Видеофрагмент_5_Слова со значением «очень», Видеофрагмент_6_Значение слова_пахать);

актуальная проблема, способная дать продолжение ситуации в будущем;

3-й этап. Увяжем содержание кейса с учебной программой.

Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки учащихся. Тема по диалектологии связана со следующими разделами школьной программы: диалектология (5–6 классы), морфология и словообразование (5–6 классы), внеурочная исследовательская деятельность.

 

Кроме того учебный кейс неминуемо соответствует определённому профессиональному мировоззрению, научной школе, в рамках которых работает автор кейса. Поэтому какие бы эффективные и апробированные кейсы мы не создавали, они будут иметь вполне чёткие границы применения, связанные с профессиональной и личностной картиной мира автора.

 Заметим, что последовательность этапов не жёсткая, возможно движение как от ситуации — к учебной программе, так и от учебной программы — к ситуации. Дело в том, что комплексные проблемы, требующие комплексного решения, как правило, выходят за рамки учебной программы, значительно расширяют или углубляют еѐ.

4-й этап. Приступаем к поиску подходящих видеофрагментов. Наполняем «методическую корзину» кейса.

На сегодняшний день в интернете в свободном доступе достаточно видеоматериалов для использования в учебном процессе.

 Качество вашей работы во многом будет зависеть от умения вести информационный поиск. Здесь важна общая культура работы с информацией: старайтесь не отвлекаться по целей поиска, сохраняйте интересные ссылки в закладках и делайте сразу краткие в 3–4 ключевых слова пометки.

В отличие от игровых видеокейсов, когда сценарий создается под учебные цели, для нашего кейса никто специальных видеозаписей не делал.

 Поэтому на самом деле поиск видеофрагментов для кейса — самый творческий этап, на котором сталкивается ваше методическое видение проблемы и реальные воплощения, зафиксированные на видео.

 На этом этапе, пожалуй, вредно иметь в виду определенный сценарий видео, который вы ищете. Вряд ли кто-то записал на видео и выложил именно то, что вы задумали. Поиск нужного видео можно сравнить с виртуальным мозговым штурмом, который вы ведёте с авторами видеозаписей.

Причем вопрос для штурма надо формулировать достаточно общо: например, диалектология: что вы об этом знаете? Если быстро ничего толкового найти не удалось, сделайте запросы по контексту. Например, в нашем случае помогли запросы «ухват», «цеп».

 Вам придется просмотреть много видеомусора, но ваши старания окупятся драгоценными находками. Иногда эти находки не будут иметь непосредственного отношения к теме кейса, зато по ходу дела у вас могут возникнуть замыслы для новых видеокейсов.

Может быть, на этом этапе не стоит определяться с жанром. Отберите в «методическую корзину» кейса видео разных жанров: фрагменты мультфильмов, игровых и документальных фильмов, сделанных профессионально, которые благодаря таланту их авторов могут сделать кейс многозначным, интересным, динамичным, хорошо усваиваемым.

Безусловно, пригодятся видеолекции, записи выступлений и семинаров профессионалов.

 Однако станут ли эти учебные видеозаписи основой вашего кейса, зависит от того, насколько проблематизировано, драматично, эмоционально излагается материал, связан ли материал с практическими профессиональными ситуациями.

Бойтесь превратить видеокейс в видеолекцию.

Особое внимание следует обратить на самодельные видеозаписи, в которых фиксируется реальная жизненная ситуация. Именно в этих видеозаписях дышит сама жизнь, которая может быть источником для интуитивных решений и инсайта при решении видеокейса.

Заметим, что для реальной ситуации, зафиксированной в самодельных записях, всегда узки рамки учебной ситуации.

Это должны так же понимать учащиеся, приступающие к анализу видеокейса. Зачастую сюжеты самодельных видеозаписей вносят коррективы в первоначальную задумку сюжета видеокейса. Добавим в методическую корзину кейса Видеофрагмент_7_А.Гордеев_Песня_Ухваты.

5-ый этап. Создаѐм описание видеокейса.

Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение жанра ключевого видеофрагмента кейса.

Итак, в нашей «методической корзине» уже достаточно видеофрагментов.

Пора сделать ревизию и выбрать видеозапись, которая станет основой видеокейса. В нашем случае были отобраны следующие видеозаписи и сделаны методические заметки.

Практическое задание. Сделайте методические комментарии к отобранным видеофрагментам

 

Итак, назовём основные критерии выбора ключевого видеофрагмента кейса:

видеофрагмент должен отличаться драматизмом и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;

показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

соответствовать жизненному и профессиональному опыту студентов, содержать достаточное количество информации для анализа;

время воспроизведения видеофрагмента должно быть не более 10 минут.

Практическое задание. Выберите ключевой видеофрагмент для кейса «Лексические особенности русских говоров».

Итак, структура нашего кейса:

1) Задания на пробное действие

 

Посмотрите, как называется деревянная посуда для теста в различных говорах. Материалы для изучения

Найдите в этимологическом словаре значение корня деж-

 

Рассмотрите как в разных говорах называется инструмент, которым забирают из печи под узкую часть горшок или чугунок:

ухват, рогач, емки, вилки, вилы

Расскажите, что лежит в основе мотивации названий этого инструмента.

 

2) Лингвистическая задача «Нарисуйте объект по его описанию».

 

Этот инструмент использовали при молотьбе зерновых культур, с его помощью из колосьев извлекали зёрна. В разных местах этот инструмент называли по-своему: цеп, молотило, молотилка, ручник, бич, приуз, приузь, приуза, привязь, привоза.

Задание: изучите названия инструмента, объясните мотивацию и нарисуйте, как выглядел этот инструмент.

 

6-й этап. Получить разрешение на публикацию использованных видеоматериалов.

Этот этап надо пройти в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме. Напомним, что преподаватель вправе использовать без специального разрешения в учебных целях фрагменты художественных, документальных фильмов, если время воспроизведения фрагмента не более 10 минут. При использовании непрофессиональных видеозаписей, размещенных в интернете, обязательно указываем ссылку на адрес размещения ролика. Если видеолекция размещена на сайте образовательного учреждения, электронного издания, проверяем условия использования видеофрагмента и при необходимости делаем запрос на использование.

7-й этап. Подготовить методические рекомендации по использованию видеокейса.

На этом этапе необходимо разработать следующие части кейса.

Разработать основные и дополнительные задания.

Предложить возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации кейса.

Описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя на всех стадиях решения кейса.

 8-й этап. Самоанализ видеокейса, экспертиза в профессиональном сообществе. Этот этап предполагает диагностику правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента для выяснения эффективности данного кейса. Результатом такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение видео-кейса.

Рекомендуем провести самоанализ по критериям «хорошего кейса»:

 

Пример самоанализа проекта видеокейса (Видеофрагмент_8_Самоанализ кейса).

9-й этап. Подготовка окончательного варианта кейса.

Рекомендуемая литература

Романова Н. Н., Амелина И. О. Кейс-технологии в обучении иностранных студентов русскому деловому общению // Международный научный журнал. 2017. № 6. С. 98–105.

Cnепанова Н. С., Ковалева Т. В. Использование детского юмористического киножурнала «Ералаш» и цикла мультфильмов «Мульти-Россия» («Мы живем в России») при обучении русскому языку как иностранному на начальном этапе // II Международный конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность», III Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан» (20–21 сентября 2018, Москва): сборник статей. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 720–724.

Филиппенко А. П. Использование учебных видеокейсов для формирования компетенций студентов // Совет ректоров. 2012. № 2. С. 34–37.

Шалыгина И. В. Можно ли сделать правильный учебный видеокейс своими руками? // Совет ректоров. 2012. № 2. С. 20–33.