Путешествие с Гулливером за диминутивчиками: уменьшительно-ласкательные слова в русском языке

Методический кейс по развитию практик обучения русскому языку и языкам народов России в контексте межкультурной коммуникации

Аннотация

Диминутивы (уменьшительно-ласкательные образования) – это неотъемлемая часть русского языка. Они активно и регулярно образуются от существительных как для обозначения предметов меньшего размера, чем «стандартные», так и для передачи различных оттенков отношения.

 Если присмотреться, в нашем языковом сознании сосуществуют и соседствуют мир обычных предметов, существ и мир маленьких. А задавались ли мы вопросом, зачем мы уменьшаем?  Предлагаем покопаться в своём словарном запасе, обратиться к истории языка, заглянуть в любимые книжки. Обязательно найдём ответ!  Нашим помощником и вдохновителем будет Джонатан Свифт и его миры, описанные в знаменитом “Путешествии Гулливера”.         

Основные формы работы в этом проекте — анализ языкового материала, создание собственных текстов с использованием деминутивов и драматизация. Основные методы — проблемное изложение, когда педагог даёт образцы рассуждения при анализе языкового материала, и частично-поисковый, когда ученики самостоятельно ищут ответ на вопрос, а педагог только помогает им в случае затруднения. Создание собственных текстов и драматизация — полностью творческая часть проекта.

Лингвистическая часть этого путешествия разработана кандидатом филологических наук И.В.Фуфаевой.

 Кейс рекомендован для внеурочной работы по русскому языку, дополнительного образования учащихся основной и старшей школы.

Целевые установки методического кейса

  1. Формирование и расширение опыта исследовательской деятельности в области лингвистики.
  2. Формирование культуры коммуникации при решении творческих личностно значимых проектов.
  3. Формирование готовности переносить имеющиеся знания о языке для создания собственных текстов н использовать для моделирования поведения в межкультурной ситуации.

Планируемые результаты

●                  в области развития языковой культуры:

участники проекта расширяют опыт ценностного отношения к языку как развивающемуся и формирующемуся с их личным участием явлению.

●                  в области коммуникативной культуры:

участники проекта формируют культуру дискуссий по вопросам развития русского языка и языков народов России с использованием аргументации на основе наблюдений за языком.

●                  в области развития письменной речи учащихся:

участники проекта расширяют опыт творческой деятельности при создании собственных текстов, формируют культуру работы с черновиком;

●                  в области практик обучения русскому языку и языкам народов России:

учителя русского языка получают методически оснащенный модуль программы дополнительного образования с использованием интерактивных методов, основанных на межличностной коммуникации.

Целевая аудитория

 Кейс рекомендован для внеурочной работы по русскому языку, дополнительного образования учащихся основной и старшей школы.

Набор методических материалов и рекомендации по их применению

  1. Аннотация и сценарий занятия;
  2. Страница проекта https://www.facebook.com/fangulliver/;
  3. Презентация к занятию;
  4. Материалы для изучения и анализа;
  5. Советы, как написать хороший фанфик.

Сценарий занятия

I. Актуализация

Вспомним, что Гулливер, герой знаменитого романа Д.Свифта, попал в страну Лилипутию, в которой живут маленькие человечки — лилипуты. И хотя лилипуты в 12 раз меньше человека, Гулливеру пришлось подчиниться и остаться в этой стране. Лилипуты очень похожи на нас с вами. Посмотрим фрагмент старого советского фильма “Новый Гулливер” (реж. А.Птушко, 1935 г.): https://ok.ru/video/743177652891

Обсудим, что понравилось, на что ученики обратили внимание. После обсуждения эмоциональных впечатлений обратим внимание на средства языка. Еще раз вспомним: как назывались жители страны Лилипутии? Как назывались жительницы страны лилипутии? Кто такая лилипуточка? Есть ли в нашем языке синоним для слова “лилипуточка”? Как вы думаете, с какой целью (почему) лирический герой этой песенки использует уменьшительно- ласкательное обращение?

Интересно обсудить слово минуточка. Сколько длится минута, минутка и минуточка? Как по значению различаются эти слова? Зачем нам столько слов,обозначающих 60 секунд?

Итак, вместе с Гулливером мы отправимся в путешествие в наш мир за словами уменьшительно-ласкательными и будем искать ответ на вопрос “зачем мы уменьшаем?”.

II. Проблематизация

Все мы прекрасно знаем, как назвать такой предмет, который меньше обычного, стандартного.

  1. В гостиной стоит ШКАФ, а в кухне на стене висит ШКАФЧИК. 

 Что добавляет  к значению слова шкаф кусок —чик?

2. Для уборки снега нужна ЛОПАТа (или много ЛОПАТ), а чтобы разрезать торт и разложить его куски торта на тарелочках – ЛОПАТКа (или много ЛОПАТОК).

 Что добавляет к значению слова лопата кусок –к/ок?

 В лингвистике – науке о языке – эти части слов: —чик ик/-ок называются «уменьшительными суффиксами». Но пойдём дальше.

3. Чтобы нанести крем на лицо – нужна ЛОПАТОЧКа.

В этом слове нанизаны друг на друга два уменьшительных суффикса: ЛОПАТ-ОЧ-Ка (с чередованием –к/ч). Что добавляет здесь второй уменьшительный суффикс?

Слова с уменьшительными суффиксами по-научному называются диминутивами.

Но! Иногда диминутивами мы пользуемся, чтобы называть предметы обычного размера.

4. Что добавляет уменьшительный суффикс в слове КОТИК по сравнению с словом КОТ, если речь идёт об одном и том же домашнем питомце по имени Васька?

5. Что добавляет суффикс  к слову админ во фразе посетителя форума «Люблю вас, админушки»?

6. В стихотворении Бориса Слуцкого «Вот и проросла судьба чужая…» поэт образно говорит о рождении любви и «прорастании судьбы» любимой женщины в судьбу автора.

«Вот и протолкалась эта травка

и поглядывает робко,

поднимая для затравки

темные, густые бровки.

Теми бровками глаза оправлены,

капли доброго огня.

Здравствуй, зайчик солнечный, направленный

кем-то в шутку на меня».

Почему ТРАВКа и БРОВКи, а не ТРАВа и БРОВи, что добавляют диминутивы к метафорическому описанию чувства к женщине, и самой женщины? В стихотворении есть ещё один диминутив – ЗАЙЧИК. И, хотя это часть устойчивого выражения «солнечный зайчик», он становится в ряд с другими уменьшительными образованиями, как бы возвращает свою «уменьшительность-ласкательность», олицетворяя «добрый огонь» взгляда, которым любимая смотрит на автора.

7. Или сравните две ситуации. 1.         Два трамвайчика: большой и маленький.

Ситуация 1. В сказке про Муми-троллей на столе стоит декоративный ТРАМВАЙЧИК.  Маленький предмет назван диминутивом.

Ситуация 2. Мама показывает маленькому ребёнку: «ВОН ИДЁТ ТРАМВАЙЧИК!» При этом по рельсам идёт обычный трамвай. Что добавляет здесь суффикс –ЧИК?

Возможно, эти суффиксы несут информацию о том, как говорящий относится – в одном случае к коту, в другом – к админу, в третьем – к слушателю, то есть ребёнку?

8. Очень часто диминутивами называют еду в процессе угощения. Об этом писательница Татьяна Толстая считает так: «-МОРКОВОЧКи положить? ХЛЕБЦа? КОЛБАСКу кушайте, — это вот все правильно. Так надо, так угощают… словами выстраивая защитный колпак, купол над людьми, севшими за трапезу… Слова подают сигнал: тут мирно, тут спокойно, уютно, как в детстве; расслабьтесь. Вы же не будете говорить: «Ешьте морковь». Она же колом в горле встанет».

9. В поэме Некрасова «Генерал Топтыгин» поэт описывает окружающую обстановку так: «Дело под вечер, зимой, И МОРОЗЕЦ знатный». «Знатный» — здесь означает «крепкий, серьезный». Одним словом, морозит сильно. Почему же автор использует диминутив МОРОЗЕЦ? Что за отношение он выражает?

Возможно, в случаях 4-9  уменьшительные суффиксы несут информацию о том, как говорящий относится – в одном случае к коту, в другом – к админу, в третьем – к героине стихов (взгляд которой он сравнивает с пробившейся травкой), в четвертом – к слушателю, то есть ребёнку, в пятом – какие эмоции он испытывает по отношению к «знатному» морозу?

10. …А вот зачем мы уменьшаем названия периодов времени? «У вас найдётся для меня пять МИНУТОЧЕК?» «Можно, я отлучусь на НЕДЕЛЬКу

Как вы считаете, МИНУТОЧКа меньше МИНУТКи? А МИНУТКАМИНУТы? А НЕДЕЛЬКаНЕДЕЛи?

11. В повести Василия Аксенова «Звездный билет», один герой говорит другому: «Ну, миленький Алинька, можно разочек?Всего один разик

Отличаются ли по количеству РАЗ, РАЗОК, РАЗОЧЕК? Почему мы пользуемся диминутивами в этих случаях?

12. …А когда медсестра говорит, что поставит УКОЛЬЧИК, почему она не пользуется словом УКОЛ?

Методический комментарий

В ходе проблемной беседы участники проекта выдвигают гипотезы, проводят наблюдения над языком, приводят примеры, ищут доказательства, таким образом открывают самостоятельно (при помощи педагога) особенности образования и использования деминутивов в русском языке. 

 III. Использование новых знаний. Драматизация.

Представим, что лилипуточка откликнулась на призыв лирического героя. И вот они обедают вместе.

Задание для групповой работы.

Сочините диалог лилипута и лилипуточки за обедом, в этом диалоге должно быть использовано не менее 10 деминутивов. Кроме двух главных героев в сцене может участвовать любое количество второстепенных персонажей.

Разыграйте диалог.

Методический комментарий.

Рекомендуем обратить внимание участников проекта на правила оформления на письме диалогов действующих лиц, значение авторских ремарок и способ их оформления.

Заметим, что для подготовки и исполнения сцены потребуются не только актеры, но и режиссер, суфлёр, реквизитор, мастер шумовых эффектов. Каждый может найти себе интересное дело.

При разборе исполнения можно только хвалить ребят за исполнительское мастерство, вряд ли в этом деле надо выбирать, кто лучше. При разборе обращаем внимание, какой художественный эффект создают деминутивы,  выделяем суффиксы, с помощью которых они созданы, и то значение, которое они добавляют исходному слову. Особо обсуждаем, с какой инторнацией произносятся деминутивы и как важна интонация для понимания смысла высказывания. И вернемся к главному вопросу темы: почему мы уменьшаем?

Рекомендуем заручиться разрешением родителей на видеосъемку и сделать видеозаписи наиболее удачных выступлений, видеозаписи лингвистических разборов диалогов.

И, конечно, эта тема — отличный повод прочитать “Приключения Гулливера” Джонатана Свифта, посмотреть классические и новые фильмы:

  • Новый Гулливер (1935) — советская детская мультипликационно-игровая сатирическая комедия;

  • «Путешествия Гулливера» (англ. «Gulliver’s Travels», 1939) — американский полнометражный цветной мультипликационный фильм;

  • Путешествия Гулливера (Gulliver’s Travels 1996), США, Великобритания, — игровой фильм;

  • “Путешествия Гулливера” («Gulliver’s Travels», 2010) — игровой фильм.

 IV. Включение нового в систему знаний.  Создание авторских текстов (факультативно)

Если в группе есть участники, с удовольствием занимающиеся литературным творчеством, можно предложить сочинить и опубликовать фанфики к роману Джонатана Свифта или одной из экранизаций бессмертного романа. А в фанфиках, конечно, кроме остроумного сюжета нас будут интересовать деминутивы. Пусть в фанфике будет не меньше 20 деминутивов. А начать, например, можно так:

Страна, в которую буря занесла Гулливера, называлась Лилипутия. Жили в ней лилипуты. Всё здесь было такое же, как у нас, только очень маленькое.

Или так:

Наш путешественник побывал во многих странах, но такой красоты не видал нигде. Леса и поля здесь были похожи на лоскутное одеяло, луга и сады напоминали цветущие клумбы. Реки извивались серебристыми ленточками, а расположенный неподалёку город казался игрушечным.

Методический комментарий.

Фанфик — это литературное произведение, которое опирается на ситуации или героев существующего произведения и считается данью автора оригинальной работе. Фанфик — это отличный способ выразить свою любовь к произведению и его героям, и возможности такой формы самовыражения не ограничены.

Можно предложить участникам проекта несколько советов, как написать хороший фанфик.

  1. Изучите мир. Почитайте роман Дж.Свифта или посмотрите экранизации. Обратите внимание, по каким законам (канонам) устроен мир лилипутов и мир всей книги.

  2. Определите масштаб. Вы хотите написать длинный или короткий рассказ? Самые короткие фанфики обычно в 50–100 слов. Более сложные работы имеют сложный сюжет, из-за которого рассказ растягивается на много страниц.

  3. Итак, ваша версия развития событий. Фанфик основывается на предположениях. Что было бы, если бы в Лилипутии оказался персонаж другого произведения, например, Илья Муромец или Чебурашка, или Люк Скайуокер? Иногда авторы сами вписывают себя в историю и взаимодействуют с героями. Такой герой называется аватаром. Что было бы, если вместе с Гулливером в Лилипутии оказался ты лично? Что было бы, если бы Гулливер случайно наступил на королевский дворец во время заседания кабинета министров? Ваша версия? Уже можно придумать рабочую версию названия вашего фанфика.

  4. Несколько предупреждений, ограничивающих фантазию автора. Объединить несколько миров в один — непростая задача. Все герои и ситуации, в которых они действуют, должны соответствовать законам мира (канонам), в котором они существуют. Например, Илья Муромец — богатырь, воин, который всегда защищает слабых. Чебурашка — добрый и любопытный несмыслёныш. Не изменяйте героев до неузнаваемости.

  5. Продумайте сюжет, это последовательность событий. Даже если вы не обладаете блестящими навыками писателя, вы сможете привлечь внимание читателя увлекательным сюжетом. В хорошем сюжете всегда есть завязка — конфликт — развитие действия и препятствия — развязка. В завязке должна описываться ситуация, в которой будут действовать герои. Конфликт — событие, которое заставляет героя действовать. Нередко конфликт возникает из-за противостояния с противником. Далее развитие действия, это цепь событий, в которых проявляются характеры героев, отношения между ними. Наступает момент, когда герой находится в крайне неудачной ситуации, и кажется, что все потеряно. Это максимальная точка напряжения. Развязка — герой берет верх над противником или обстоятельствами.

  6. Начните работу с черновика. Пишите, читайте свою работу друзьям и правьте! Если вы хотите, чтобы к вашей работе отнеслись серьезно, вам придется заняться правкой. Перечитайте написанное и подумайте, что вы можете сделать, чтобы улучшить текст. Удалите то, что не имеет значения, и добавьте необходимые подробности.

  7. Как улучшить текст? Лучший способ показать характер героя — заставить его действовать. Пусть вор украдет, детектив начнет расследование, министр напишет закон… Таким образом не придется пускаться в пространные описания характера персонажа – ключевые моменты истории сами будут его описывать. Пусть у вас будет активное действие: битвы, схватки, споры и тому подобное. Но не все вместе на одной странице! Развивайте действие постепенно, с подъемами и спадами, так ваш текст будет легче восприниматься.

  8. Если покинуло вдохновение, и вы не знаете, о чём писать, обращайтесь к оригиналу: книге, экранизации. Фанфик должен быть пропитан любовью к исходному материалу и таланту автора. Вы сможете лучше понимать, соответствует ли ваша работа миру оригинала, если будете перечитывать книгу или пересматривать экранизации. Если этот совет не помогает, сделайте передышку. Отвлекитесь. Это временно

  9. Пишите каждый день. Выделите в своём режиме дня время для создания фанфика, пусть это будет 15-30 минут.

  10. Перед публикацией. Еще раз уточните название, оно всё еще вам нравится? Опишите и опубликуйте главную идею своего фанфика в 2-3 предложениях, заинтригуйте читателя, чтобы он не смог оторваться и сразу захотел читать дальше.

Источники, из которых черпались эти советы:

Участники проекта могут публиковать свои произведения на странице https://www.facebook.com/fangulliver/

Педагоги должны знать, что у авторов — фанов книг, литературных героев, кинофильмов и мультфильмов есть специализированные сайты для публикации своих текстов (фанфиков), например https://ficbook.net/

Но среди многочисленных публикаций в этой книге немало с пометкой 16+. Кроме того большинство публикаций имеет довольно посредственное качество и многое из написанного читать не стоит.

Зачем-мы-уменьшаем_Материалы для анализа

Материалы_ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ДИМИНУТИВЧИКАМИ

Фанфик_ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ДИМИНУТИВЧИКАМИ