Языки народов России: уральская семья

Учебно-методические материалы по развитию представлений о языках народов России.

Постройте кластер «Уральская языковая семья» на основе одного из текстов (по выбору):

Кластер – (от англ. – cluster- гроздь) — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Алгоритм построения: 

  • Посередине чистого листа написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
  • Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
  • По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Коми-пермяцкий язык

Презентация

Вопросы для самопроверки:

  1. Какой из перечисленных языков родственный коми-пермяцкому?

А) татарский

Б) русский

В) финский

Г) немецкий 

  1. Сколько всего падежей в литературном коми-пермяцком языке?

А) 6

Б) 17

В) 22

Г) 25 

  1. Какой алфавит лежит в основе современного коми-пермяцкого алфавита?

А) русский

Б) латинский

В) анбур Стефана Пермского

Г) молодцовский 

  1. Сколько суффиксов в слове керкужуггезнымланьсянь 

(«от этих наших ветхих домов»)?

А) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5 

  1. Попробуйте найти дословный перевод (А,Б,В) каждому коми-пермяцкому фитониму (1,2,3) 

А) снег + послелог, в знач. «край» + игрушка

1. Кӧчвиртурун (Чистотел)

Б) заяц + кровь + трава 

2. Лымдорчача (Подснежник)

В) курица + умертвляющий + цвет 

3. Курӧгкуланцвет (Лютик) 

Дополнительные источники: 

Кузнецова А. И. Коми язык и его диалекты сегодня//Родной язык: лингвистический журнал, 2014, № 1, С.146-160.

Коми-пермяки/ [Электронный ресурс]: http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_k/komi_perm.php

 

Удмуртский язык

Презентация

Вопросы для самопроверки:

  1. Какой язык самый ближайший родственный удмуртскому языку? 
  2. Сколько падежей в литературном удмуртском языке? 
  3. Какой язык и культура оказали наибольшее влияние на удмуртов, особенно южных?
  4. Какие три согласные буквы используются для обозначения особых звуков в удмуртском языке, которых нет в русском? 
  5. От какого слова происходит удмуртское слово “деньги”?
  6. Согласно переписи 2010 года, сколько примерно человек владеет удмуртским языком? 
  7. В отличие от других финно-угорских языков, куда в подавляющем большинстве случаев падает ударение в удмуртском языке? 

Марийские языки

Презентация

Вопросы для самопроверки:

  1. Какая дата считается днем рождения марийской письменности?
  2. Какая часть речи помимо других частей речи, присущих и русскому языку, есть в марийском языке? 
  3. Сколько всего форм прошедшего времени в марийских языках?
  4. Какой суффикс принуждает выполнять действие? 
  5. Какой суффикс “марифицирует” глаголы, заимствованные из русского языка?

Используя Яндекс-переводчик, переведите стихотворение Ю. Чавайна:

Чевер кеҥежна эртен кайыш.

Юалгын мардеж пуалеш.

Чодыра мучко той поран гае

Лышташ парчала гыч велеш.

Ерла ден кумда энерлаште

Вÿд кечын лиеш йÿштырак.

Чодыра ÿмбач шокшо эллашке

Эртат чоҥештен кайык-влак.

Доработайте технический перевод онлайн-переводчика. О чём данное стихотворение?

Мордовские языки

Презентация

Вопросы для самопроверки:

  1. К какой группе относятся мордовские языки?
  2. Какие языки входят в мордовскую подгруппу? 
  3. Почему сложно подсчитать количество носителей мокшанского и эрзянского языков?
  4. Какое мокшанское слово заимствовано из русского раньше: боран или каза?
  5. С какими членами предложения может согласовываться мокшанский глагол?

Постройте кластер «Площадки межнационального сближения и взаимопонимания» на основе статьи Арискиной О.Л. «Формирование стратегических направлений в развитии устойчивого и гармоничного взаимодействия национальных языков: языковая политика в сфере образования в Республике Мордовия»

Кластер – (от англ. – cluster- гроздь) — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Алгоритм построения: 

  1. Посередине чистого листа написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

 

Материалы для изучения: