Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников «Русская речь»
Министерство просвещения Российской Федерации и Центр современных образовательных технологий (https://centersot.ru/) приглашают школьные команды к участию во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «Русская речь».
В состав школьных команд могут войти учащиеся 5-11 классов, их родители и педагоги.
Цель проекта: развитие проектной исследовательской деятельности в области русского языка.
Проект предусматривает обучение школьных команд, научное сопровождение исследовательской деятельности, представление и отбор лучших исследовательских проектов в области русского языка.
Участники конкурса смогут посетить онлайн-лекции по русскому языку и методологии научного исследования. Организаторы конкурса собрали всё самое интересное о современных исследованиях русского языка. Лекции и консультации экспертов помогут командам выбрать собственные направления исследований русского языка. В сетевом сообществе команды будут организованы консультации для команд. На поисковом этапе команды определят тематическое поле и тему проекта, проведут поиск и анализ проблемы, сформулируют цель исследования, подготовят программу исследования. На этапе проведения собственных исследований в 2020-2021 учебном году, команды смогут работать совместно с экспертами и другими участниками проекта.
Осенью 2021 года команды смогут представить результаты исследовательской деятельности и принять участие в итоговой конференции проекта в Санкт-Петербурге.
Для участия в конкурсе необходимо в срок c «01» сентября до «30» сентября 2020 года заполнить регистрационную анкету: https://centersot.timepad.ru/event/1394709/
№ |
Наименование мероприятия |
Краткая аннотация мероприятия |
Сроки проведения |
Место проведения |
1. |
Приём заявок на участие в конкурсе от школьных команд
|
Приём заявок осуществляется онлайн, на сайте конкурса по адресу: https://centersot.ru/.
В состав школьной команды могут войти школьники, их родители, учителя русского языка и литературы, классные руководители, руководители научных объединений учащихся, педагоги-организаторы исследовательской деятельности школьников, представляющие одну образовательную организацию, а также научные консультанты из числа научных работников, преподавателей организаций высшего образования. |
01.09.2020-30.09.2020 |
centersot.ru |
2. |
Формирование сетевого сообщества участников проекта |
Предполагается сформировать несколько сетевых сообществ, обладающих различным функционалом, необходимым для эффективной сетевой коммуникации.
Записи вебинаров, видеолекций планируется размещать на видеохостинге www.youtube.com.
Сетевое взаимодействие исследовательских команд с научными консультантами предполагается осуществлять в закрытых группах социальной сети https://vk.com/. Обсуждение общих вопросов с участниками, организаторами и экспертами https://vk.com/.
Презентация результатов исследовательской работы, определение лучших работ — сервисы google.com, https://www.instagram.com/, сообщество экспертов и школьных учителей — https://www.facebook.com/.
Единое окно доступа ко всем сетевым активностям: https://centersot.ru/ |
01.10.2020 |
centersot.ru |
3. |
Лекция «Организация исследовательского проекта (основы проектной деятельности)» |
Лектор — Буланов С.В., к. пед.н., генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий» Тема лекции: «Проект как форма организации исследовательской деятельности. Стадии работы над проектом. Коммуникация участников проекта « |
05.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
4. |
Обзорная лекция «Направления лингвистических исследований» |
Лектор — Буланов С.В., к. пед.н., генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий»
Тема лекции: «Представление основных направлений лингвистических исследований в рамках проекта «Русская речь» и их научных кураторов» |
05.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
5. |
Лекция «Изменения в русской речи под влиянием интернета» |
Лектор – Ефремов В.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Тема лекции: «Интернет и интернет-коммуникация, безусловно, оказывают серьезное влияние на современный язык. В ходе лекции будут затронуты следующие микротемы: ситуация новой вторичной устности, экстралингвистические факторы интернет-коммуникации, текстинг как гибридная (устно-письменная) форма существования языка, лексика русского языка и интернет-жаргон(ы), пунктуация текстинга и др. Отдельного разговора заслуживают интернет-мемы и язык эмодзи» |
06.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
6. |
Лекция «Языковое разнообразие России» |
Лектор – Сомин А.А., научный сотрудник факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Тема лекции: «В России люди говорят на более чем ста языках – и это, не считая языков мигрантов. На лекции мы поговорим о том, что это за языки, кто и где на них говорит, как они устроены, а также с чем они столкнулись в прошлом и какая судьба их ждёт в будущем» |
06.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
7. |
Лекция «Методология научного исследования» |
Лектор — Буланов С.В., к. пед.н., генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий»
Тема лекции: «Особенности научной̆ деятельности, нормы научной̆ этики, методы научного исследования: теоретические методы, эмпирические методы; организация исследования, аппарат исследования. Язык как объект научного исследования. Аппарат лингвистического исследования. Методы сравнительного языкознания. Сравнительно-исторический метод. Приёмы сравнительно-исторического метода. Методы структурной лингвистики. Методы текстового анализа. Текст как объект лингвистического исследования. Методы социолингвистики» |
07.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
8. |
Лекция «Корпусные исследования русского языка и его диалектов» |
Лектор — Пиперски А.Ч., к. ф. н., ведущий научный сотрудник Учебно-научной лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «Одним из важнейших инструментов современной лингвистики являются языковые корпуса — большие оцифрованные собрания текстов, с помощью которых можно исследовать разные особенности языкового употребления. Современный русский язык представлен множеством легко доступных корпусов, которые позволяют узнать много интересных вещей о том, как реально функционирует язык, как он меняется и чем отличается от предписаний, которые мы находим в словарях и грамматиках» |
07.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
9. |
Лекция «Использование НКРЯ в лингвистических исследованиях» |
Лектор — Пиперски А.Ч., к. ф. н., ведущий научный сотрудник Учебно-научной лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «Национальный корпус русского языка (НКРЯ, www.ruscorpora.ru) — самый известный и удобный для использования среди существующих корпусных ресурсов для русского языка. Этот корпус содержит в своём составе как основные произведения русской литературы, так и современные тексты. Тексты, входящие в состав НКРЯ, относятся к различным диалектным, хронологическим, жанровым и т. п. разновидностям русского языка, что позволяет изучать русский язык во всём его разнообразии. На лекции мы рассмотрим несколько примеров исследований, которые можно выполнять на материале НКРЯ: в частности, изучим род слова кофе и распределение вариантов ударения у глаголов типа звонит и звонит« |
08.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
10. |
Лекция «Опасные связи, или рассказ о том, как скрещиваются языки» |
Лектор – Сомин А.А., научный сотрудник факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Тема лекции: «В обычной жизни языки постепенно развиваются сами по себе, лишь незначительно влияя на своих соседей. Но всё меняется, когда языки попадают в нестандартные ситуации: военные завоевания, торговые контакты без языка-посредника, культурное и экономическое доминирование, миграции – из-за подобной человеческой деятельности некоторые языки сильнейшим образом влияют на другие, изменяя их и заодно себя. На лекции мы обсудим, как это происходит и что в итоге случается с языками, вступившими в опасные связи» |
08.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
11. |
Лекция «Живо ли русское словообразование? Как возникают слова»
|
Лектор – Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории cсоциолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «Как возникают слова. В лекции на современном материале рассказывается о русском словообразовании. Оказывается, ряд неологизмов, в том числе жаргонных, ассоциирующихся с языком интернета, представляет собой образования по старым словообразовательным моделям, живущим в русском языке столетия и даже тысячелетия и прекрасно их иллюстрирующих. Некоторые модели даже «реинкарнируются» после периода «сна». Несмотря на то, что в представлении многих этимология и неология (изучение неологизмов) — противоположные разделы языкознания, при изучении рождения на свет неологизмов тоже можно сделать немало открытий» |
09.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
12. |
Лекция «Русские диалекты» |
Лектор – Исаев И.И., к.ф.н., директор ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)
Тема лекции: «Русский язык за пределами крупных городов. Что такое диалекты? Как устроены говоры? Как выглядит лингвистический ландшафт России? Как относиться к диалектам? Стоит ли их стыдиться?» |
09.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
13. |
Лекция «Феминитивы в русском языке» |
Лектор – Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «В лекции рассказывается о том, какими путями возникали и возникают в русском языке названия людей по профессии, занятию, местожительству и другим характеристикам в старину и в наши дни. Освещаются вопросы словообразования, в том числе актуальная, можно сказать, модная, тема образования названий женщин — феминитивов. Как образуются феминивы по традиционным словообразовательным моделям от разных основ — исконным, заимствованным и пр. Феминитивы в разных стилях русского языка. Феминитивы и культура речи» |
12.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
14. |
Лекция «Ulitsa nineteen-oh-five goda, или о городских топонимах в многоязычном мире» |
Лектор – Сомин А.А., научный сотрудник факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Тема лекции: «Современное многоязычие ставит множество интересных вопросов перед людьми, занимающимися городской навигацией. Ulitsa Pushkina или Pushkin street? The Big Theatre или The Bolshoi? Переводить ли имя в названии варшавской улицы Винни-Пуха и слово «библиотека» в названии станции метро «Библиотека им. Ленина»? А если мы в Татарстане или Беларуси, с русского или с белорусского/татарского нужно транслитерировать топонимы на указателях? В лекции мы обсудим эти и множество других вопросов, проиллюстрировав пути их решения фотопримерами из самых разных городов и стран» |
12.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
15. |
Лекция «Диминутивы в русском языке» |
Лектор – Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «Диминутивы, или уменьшительные образования, чрезвычайно характерны для русского языка — особенно такие, которые выражают не размер, а оттенки отношения. В лекции рассказывается о необычных подробностях из жизни этих слов — в частности, об этикетно-уничижительных диминутивах допетровской Руси; о ласкательных и «сожалительных» диминутивах народно-поэтической речи; о современных иронических диминутивах; наконец, о «замаскированных» диминутивах, которые стали обычными словами, такими, как ласточка или зрачок, в том числе — научными терминами, например, тычинка или клетка» |
13.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
16. |
Лекция «Просторечие в современном русском языке» |
Лектор – Ефремов В.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Тема лекции: «Давление просторечия на русский язык — одна из серьезнейших культурно-речевых проблем сегодня. В лекции будут освещены следующие вопросы: история просторечия, его лингвистическая и экстралингвистическая природа, проявление просторечия на всех уровнях языка (особенно — на лексическом) и в коммуникации, связь просторечия с литературным языком и субстандартом. Одновременно будут охарактеризованы и ситуации уместности, и ценность просторечия для языка в целом» |
13.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
17. |
Лекция «Откуда берутся слова. Этимология и словообразование» |
Лектор – Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «В лекции освещается один из самых волнующих любителей языка вопросов: происхождение слов, внутренняя форма которых для носителей языка стала неочевидной и потому загадочной (на материале русского языка). Рассказывается о лексикографических ресурсах для получения информации об истории того или иного слова. Рассматриваются на примерах причины, по которым связь слова с «родителем» (производящим словом) и «родственниками» (однокоренными словами) перестаёт быть очевидной. Предлагаются и решаются задачи на историческое словообразование, не требующие специальных знаний по истории русского языка» |
14.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
18. |
Лекция «Русские фразеологизмы» |
Лектор – Ефремов В.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Тема лекции: «Эмоциональность, образность и экспрессивность — важные качества хорошей речи. Один из инструментов их создания — фразеологизмы (идиомы, паремии, прецедентные феномены). Тематически лекция состоит из нескольких блоков: лингвистическая специфика и функции фразеологизмов, классификации фразеологизмов, лингвокультурологическая составляющая фразеофонда русского языка. Отдельное внимание уделено ошибкам, связанным с употреблением фразеологизмов» |
14.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
19. |
Лекция «Официально-деловой стиль в русском языке: как из текста сделать документ» |
Лектор – Селезнёва Л.В., д. ф. н., доцент кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «В лекции рассматриваются признаки делового стиля в русском языке, область применения делового стиля» |
15.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
20. |
Лекция «Сленг» |
Лектор – Ефремов В.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Тема лекции: «Современный русский язык переживает так называемую четвертую волну вульгаризации. Влияние субстандартной лексики на язык колоссально. Лекция состоит из общетеоретического блока (проблема разграничения арго, жаргона, сленга и иных форм субстандарта) и блока о сленге как таковом. Во второй части затрагиваются следующие вопросы: лингвистическая и экстралингвистическая природа сленга, связь сленга с другими субстандартными стратами, специфика лексикографирования субстандарта и словари сленга, его культурно-речевая оценка. |
15.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
21. |
Лекция «Как выяснить происхождение регионального слова? Какие словари помогут? Что такое этимология?» |
Лектор – Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «В лекции освещается тема региональной лексики и её происхождения. Изучение местных слов является одним из самых увлекательных занятий для любителей лингвистики, формирует любовь к малой родине. Но при этом сами слова порой остаются загадочными и не связанными с общим словарным фондом. В лекции будет рассказано о ресурсах, использование которых может помочь раскрыть тайну происхождения хотя бы каких-то региональных слов и найти их общеизвестных «родственников». |
16.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
22. |
Лекция «Русское нерусское» |
Лектор – Ефремов В.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Тема лекции: «Современный русский язык в очередной раз переживает волну бурных заимствований. Лекция состоит из двух блоков: теоретический (природа иноязычных заимствований, этапы адаптации чужого слова, способы заимствований) и практически ориентированный (маркеры заимствований, причины «американизации» русского языка, мотивированные и немотивированные заимствования) « |
16.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
23. |
Лекция «Современное русское словообразование: новое и реинкарнация старого» |
Лектор – Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «В лекции рассказывается о том, какие новые слова образовались в современном русском языке и каким образом. Рассматриваются конкретные словообразовательные модели и суффиксы, ожившие после периода непродуктивности (-ота, -арь и т.д.). С другой стороны, в современном русском языке возникают и новые словообразовательные явления, в тч связанные с языком интернета» |
19.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
24. |
Лекция «Политкорректность глазами лингвиста. Причём тут медведь?» |
Лектор – Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «В лекции рассказывается о том, к каким универсальным и хорошо изученным языковым явлениям относятся новые концепции из арсенала политкорректности: эвфемия, в т.ч. эвфемизмы, заменяющие прямые обозначения из-за языковых табу (русское «медведь» — пример такого эвфемизма); энантеосемия (употребление слова в обратном значении) и пр. « |
19.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
25. |
Лекция «Вариативность в языке и разновидности вариантов» |
Лектор – Шаронов И.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка института ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «Любой живой язык со временем изменяется, или, говоря научным языком, эволюционирует. Причин для изменений немало, но ученые установили основные присущие языку законы, приводящие к изменениям: закон экономии и закон аналогии. Грамматические изменения происходят плавно, почти незаметно, через появление вариантов у существующих слов и их конкурентную борьбу. В лекции будут рассмотрены разновидности языковых вариантов, их борьбу за «место под солнцем», а также возможности их сосуществования в языке» |
20.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
26. |
Лекция «Языковая вариативность и литературная норма» |
Лектор – Шаронов И.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка института ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Тема лекции: «Норма старается заморозить изменения в языке. Ее неписанный принцип – традиция истинна или просто хороша, и потому не нарушаема. Не будь нормы, кто бы мог сейчас читать Пушкина без перевода на современный русский? Норма отражается в словарях и грамматике, ей учат в школе и университете. В результате деятельности нормы эволюционный бег замедляется, но остановить его до конца норма, безусловно, не в силах. В лекции будут рассмотрены истории героических отступлений нормативных правил под давлением живого языка, а также особые случаи, где норма «на страже» и где норма «спит» |
20.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
27. |
Лекция «Муравей к югу от твоей ноги: это – шутка? Часть 1» |
Лектор –Брагина Н.Г., д. ф. н., профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина»
Тема лекции: «Мы поговорим о языках вообще и о таких, которые принято называть экзотическими: они могут очень отличаться от европейских языков, например, от английского, немецкого, французского, испанского, русского. Вы узнаете о том, что знакомство с экзотическими языками заставило задуматься лингвистов, философов об отношении языка и мышления. Был поставлен вопрос: влияет ли язык на мышление? Этот вопрос стал яблоком раздора в ХХ веке, поделив лингвистов, на два лагеря: тех, кто отвечает на этот вопрос положительно и тех, кто на него отвечает отрицательно. Интересно, что и в ХХI веке этот спор продолжается, потому что сохраняется ожидание, что, поняв лучше устройство человеческого мозга, мы сумеем ответить на многие важные вопросы, в том числе и на этот: влияет ли язык на мышление. А пока можно строить только предположения. Загадка остается неразгаданной» |
21.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
28. |
Лекция «Муравей к югу от твоей ноги: это – шутка? Часть 2» |
Лектор –Брагина Н.Г., д. ф. н., профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина»
Тема лекции: «Мы попробуем разобраться в современном и популярном лингвистическом понятии языковая картина мира. Мы поговорим об истории его возникновения и об ученых, непосредственно повлиявших на его формирование: о великом немецком филологе и философе Вильгельме фон Гумбольдте и о немецком языковеде Лео Вайсгербере. Мы посмотрим, каким образом фразы: «муравей справа от твоей ноги» и «муравей к югу от твоей ноги», — связаны с понятием языковая картина мира, а также зададимся вопросом: в чем разница между языковой, наивной и научной картинами мира. Ну, и, конечно, примеры, примеры, примеры… «Приведите мне контр-пример, и я перепишу теорию», — говорил один очень известный лингвист» |
21.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
29. |
Лекция «Теоретические методы научного исследования» |
Лектор – Сухорукова Е.В., к. пед.н., зав. кафедрой физики и информационных технологий Балашовского института (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»
Тема лекции: «В лекции рассматриваются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование и др. теоретические методы» |
22.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
30. |
Лекция «Эмпирические методы научного исследования» |
Лектор – Сухорукова Е.В., к. пед.н., зав. кафедрой физики и информационных технологий Балашовского института (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»
Тема лекции: «В лекции рассматриваются метод изучения литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, измерение, опрос (устный и письмен- ный), эксперт- ные оценки, тестирование» |
22.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
31. |
Лекция «Аппарат исследования» |
Лектор – Сухорукова Е.В., к. пед.н., зав. кафедрой физики и информационных технологий Балашовского института (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»
Тема лекции: «Выявление противоречия. Формулирование проблемы. Определение темы исследования. Построение гипотезы. Построение программы исследования» |
23.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
32. |
Лекция «Россия online»: лингвострановедческие квесты» |
Лектор — Буланов С.В., к. пед.н., генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий»
Тема лекции: «Участники актуализируют знания о природе, культурном и этнолингвистическом многообразии России» |
23.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
33. |
Лекция «Региональные особенности русской речи.» |
Лектор — Буланов С.В., к.пед.н., генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий»
Тема лекции: «Результаты масштабного исследования школьниками регионолектов, проведённого в 2019 году» |
26.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
34. |
Лекция «Как один человек придумал словарь навыворот: медленное чтение с Национальным корпусом русского языка» |
Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» Тема лекции: «В этой лекции встретятся два уникальных культурных феномена: замечательная книга Льва Успенского «Слово о словах» (Лениздат, 1962) и Национальный корпус русского языка http://www.ruscorpora.ru/. Книжка Успенского оказала огромное влияние на воспитание нескольких поколений наших соотечественников, которые научились задавать себе вопросы о том, как живёт и развивается русский язык, осознали свою ответственность за его развитие. Поэтому Успенского будем читать медленно, внимательно. Будем отвечать на вопросы автора и проверять его версии. Может ли обычный современный школьник вступить в равноправный диалог с известным лингвистом? Может, ведь у современного школьника в распоряжении (кроме интереса к русскому языку) – уникальный ресурс. Национальный корпус русского языка (НКРЯ). В этом проекте учащиеся научатся пользоваться поисковой системой Корпуса для решения исследовательских задач. Корпус — это электронная информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке. Корпус содержит по возможности все типы письменных и устных текстов, представленные в данном языке (художественные разных жанров, публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.). И, самое важное, — сделанная лингвистами разметка и система поиска, которые позволяют организовать поиск слова, его формы, сочетаний слов, контекста. Мы обратимся к истории замысла обратного словаря русского языка. Вслед за Л.Успенским разберёмся, что это за штука, для решения каких задач она может пригодиться современному школьнику. Научимся работать с поисковой системой НКРЯ и получим в свои руки уникальный инструмент, позволяющий автоматизировать работу, которую лингвисты традиционно делали вручную. Основная форма работы в этом проекте – приём «чтение с остановками» фрагментов книги Л.Успенского «Слово о словах» и микроисследования с использованием Национального корпуса русского языка.» |
26.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
35. |
Лекция «Жизнь и приключения суффиксов слов: медленное чтение с Национальным корпусом русского языка» |
Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» Тема лекции: «В этой лекции учащиеся научатся пользоваться поисковой системой Корпуса для решения исследовательских задач. Корпус — это электронная информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке. Корпус содержит по возможности все типы письменных и устных текстов, представленные в данном языке (художественные разных жанров, публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.). И, самое важное, — сделанная лингвистами разметка и система поиска, которые позволяют организовать поиск слова, его формы, сочетаний слов, контекста. В этом кейсе мы вслед за Л.Успенским убедимся, что особая жизнь, особая, своя история присуща в языке не только звукам слов, словам, но и частям слов и их грамматическим формам. Именно поэтому ими так интересуется языкознание. Научимся работать с поисковой системой НКРЯ и получим в свои руки уникальный инструмент, позволяющий автоматизировать работу, которую лингвисты традиционно делали вручную. Основная форма работы в этом проекте – приём «чтение с остановками» фрагментов книги Л.Успенского «Слово о словах» и микроисследования с использованием Национального корпуса русского языка» |
27.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
36. |
Лекция «Подвижная норма: медленное чтение с Национальным корпусом русского языка» |
Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» Тема лекции: «Мы обратимся к ключевому вопросу языковой картины мира: каким образом слова живого языка входят в состав литературного языка? Как формируется норма языка? Как изменяются языковые нормы? Эти мировоззренческие вопросы убедительно, понятно и виртуозно изложил Лев Успенский в книге «Слово о словах» (Лениздат, 1962). Книжка Успенского учит нас задавать себе вопросы о том, как живёт и развивается русский язык, читатель начитает осознавать свою ответственность за его развитие. Поэтому Успенского будем читать медленно, внимательно. Будем отвечать на вопросы автора и проверять его версии. Может ли обычный современный школьник вступить в равноправный диалог с известным лингвистом? Может, ведь у современного школьника в распоряжении (кроме интереса к русскому языку) – уникальный ресурс. Национальный корпус русского языка (НКРЯ) http://www.ruscorpora.ru/. В этом проекте учащиеся научатся пользоваться поисковой системой Корпуса для решения исследовательских задач» Мы рассмотрим живой процесс формирования литературного языка, вместе с Л.Успенским убедимся, что «слова живут, живут беспокойной жизнью. То, что вчера казалось совершенно правильным и даже общепризнанным, сегодня становится полной редкостью, выпадает из общей речи. То, что совсем недавно представлялось грубым вульгаризмом, может внезапно стать совершенно законным литературным словом, проникнуть в самую правильную, самую образцовую речь». Научимся работать с поисковой системой НКРЯ и получим в свои руки уникальный инструмент, позволяющий автоматизировать работу, которую лингвисты традиционно делали вручную. Основная форма работы в этом проекте – приём «чтение с остановками» фрагментов книги Л.Успенского «Слово о словах» и микроисследования с использованием Национального корпуса русского языка. |
27.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
37. |
Лекция «Читательский хакатон: как читать и понимать научно-популярные и научные тексты» |
Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»
Тема лекции: «Исследовательская работа невозможна без изучения, насколько твоя проблема разработана в науке, что по твоему вопросу говорят учёные, выработана ли согласованная позиция или это спорный вопрос науки. Увидеть свою исследовательскую работу в контексте лингвистики и найти научно обоснованное решение можно только одним способом — изучением научной литературы. Как же сделать научную и научно- популярную литературу инструментом своего исследования? На интерактивной лекции мы проштудируем пару текстов и взломаем испытанные временем приёмы включения в диалог с автором: приучим себя задавать вопросы к тексту и искать на них ответы, проверять аргументацию автора и соотносить эмпирический материал с собственным опытом, делать пометки на полях. И кое-что новенькое — проверим, поможет ли программа создания комиксов лучше понять текст и выйти на новые решения. Читаем и обсуждаем в zoom, загрузите заранее на смартфон бесплатную программу comical» |
28.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
38. |
Лекция «Лингвистический хакатон: взламываем коды решения лингвистических задач» |
Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»
Тема лекции: «Только несведущие люди считают гуманитарные науки неточными. На материале научных текстов известных учёных мы расследуем, как лингвисты аргументируют и проверяют выводы своих (и чужих) исследований, выведем алгоритмы рассуждений. Таким образом, в ходе интерактивной лекции мы вместе взломаем алгоритм решения лингвистических задач « |
28.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
39. |
Лекция «Откуда же взялось название Вязники: экспедиция за топонимами» |
Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» Тема лекции: «Людей издавна волновали тайны происхождения слов. Особенно – названий тех самых рек, озёр, гор. Да и сёл, и городов. То есть топонимы. Многие русские «гидронимы» – названия водных объектов – остались от предыдущего населения, говорившего на других языках – финно-угорских, балтийских, и совсем загадочны. Издавна же люди пытались по-своему объяснять, как эти слова произошли. Такие объяснения сейчас называются «топонимическими легендами». В этом кейсе предлагаем отвлечься от «топонимических легенд» и докопаться до значения слова исключительно лингвистическими методами, просто зная русский язык и применяя логику. Возьмём название небольшого города Вязники во Владимирской области. Чтобы это лингвистическое исследование не оказалось беспочвенным в прямом смысле этого слова, будем находить и отмечать топонимы на гугл-карте. Вот таким образом, с опорой на логику и делая отметки на географической карте, мы совершим экспедицию за топонимами» |
29.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
40. |
Лекция «Расследуем значение слова «семья»: следствие ведут…» |
Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» Тема лекции: «Самые непонятные слова — обычно и самые старые, исследование их происхождения помогает лучше понять не только историю языка, но историю народа. Этимологические исследования можно рассмотреть, как своеобразные лингвистические задачи. Задачи, подобные тем, что стоят перед следователем — могло такое событие случиться или нет? Чтобы это лингвистическое исследование было посильным и интересным для школьников, мы предлагаем превратить его в лингвистическое расследование – детективный спектакль. Погрузиться в это расследование нам помогут герои культового мультфильма «Следствие ведут колобки» (1986, «Экран», реж. А. Татарский, И. Ковалёв) и знаменитые литературные детективы Шерлок Холмс, доктор Ватсон, за которыми присматривает миссис Хадсон. Итак, детективный спектакль, да ещё иммерсивный. Термин «иммерсивный» означает полное погружение. В таком спектакле позиция зрителя не ограничивается простым наблюдением. Зрители начинают взаимодействовать с актерами и сюжетом. Зрители становятся полноправными участниками и двигают расследование самостоятельно» |
29.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
41. |
Лекция «Путешествие с Гулливером за диминутивчиками: уменьшительно-ласкательные слова в русском языке» |
Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» Тема лекции: «Диминутивы (уменьшительно-ласкательные образования) – это неотъемлемая часть русского языка. Они активно и регулярно образуются от существительных как для обозначения предметов меньшего размера, чем «стандартные», так и для передачи различных оттенков отношения. Если присмотреться, в нашем языковом сознании сосуществуют и соседствуют мир обычных предметов, существ и мир маленьких. А задавались ли мы вопросом, зачем мы уменьшаем? Предлагаем покопаться в своём словарном запасе, обратиться к истории языка, заглянуть в любимые книжки. Обязательно найдём ответ! Нашим помощником и вдохновителем будет Джонатан Свифт и его миры, описанные в знаменитом «Путешествии Гулливера». Основные формы работы в этом проекте — анализ языкового материала, создание собственных текстов с использованием деминутивов и драматизация» |
30.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
42. |
Лекция «Активный словарь русского языка» |
Лектор — Иомдин Б.Л., к. ф. н., доцент факультета гуманитарных наук /школа лингвистики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Тема лекции: «Активный словарь русского языка разрабатывался с опорой на важнейшие достижения отечественной и европейской лексикографии и с учетом результатов современной теоретической лингвистики во всех важных для лексикографии областях. Словарь ставит своей целью сообщение такого объема сведений о каждом включенном в него слове в каждом из фиксируемых в словаре значений, которые необходимы не только для понимания этого слова в произвольном контексте, но и для его правильного использования в собственной речи говорящих» |
30.10.2020 |
Дистанционная платформа ZOOM
|
43. |
Выбор школьными командами темы исследования. Подготовка программ исследований. Консультации экспертов проекта с целью определения школьными командами направлений и программ исследований. |
Выбор тем и подготовка программ исследований организуются в сетевом сообществе команды (группе) при участии экспертов проекта.
|
02.11.2020 |
centersot.ru |
44. |
Работа школьных команд над исследовательскими проектами. Консультирование школьных команд экспертами проекта в сетевых сообществах |
Этап реализации исследовательских проектов в соответствии с программой исследований. Коммуникация с экспертами проекта в сетевых сообществах команд. |
31.05.2021 |
centersot.ru |
45. |
Презентация исследовательских проектов школьными командами. Экспертиза и рейтингование результатов исследовательской деятельности |
Результаты исследовательской деятельности представляются в общем сетевом сообществе участников проекта, пабликах проекта в социальных сетях. Организуется обсуждение и рейтингование результатов исследовательской деятельности экспертами и участниками проекта. |
31.08.2021 |
centersot.ru |
46. |
Определение лучших работ конкурса, подготовка и издание лучших работ конкурса |
Лучшие исследовательские работы определяются на основе экспертного отбора, а также результатов обсуждения и рейтингования всеми участниками проекта. По итогам отбора формируется сборник лучших работ, обеспечивается издание сборника. |
30.09.2021 |
centersot.ru |
47. |
Финал конкурса |
Финал конкурса проводится в Санкт-Петербурге. В финале принимают участие 20 лучших команд по результатам отбора, эксперты проекта. Программа финала проекта предусматривает проведение конкурсных испытаний финалистов, круглых столов и мастер-классов с участием экспертов, и финалистов конкурса, экскурсии по литературным местам Санкт-Петербурга. |
29.10.2021- 31.10.2021
|
г. Санкт-Петербург |
Дополнительную информацию можно получить по адресу электронной почты general@centersot.ru