Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников «Русская речь»

Министерство просвещения Российской Федерации и Центр современных образовательных технологий (https://centersot.ru/) приглашают школьные команды к участию во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «Русская речь». 

В состав школьных команд могут войти учащиеся 5-11 классов, их родители и педагоги.

Цель проекта: развитие проектной исследовательской деятельности в области русского языка.

Проект предусматривает обучение школьных команд, научное сопровождение исследовательской деятельности, представление и отбор лучших исследовательских проектов в области русского языка.

Участники конкурса смогут посетить онлайн-лекции по русскому языку и методологии научного исследования. Организаторы конкурса собрали всё самое интересное о современных исследованиях русского языка. Лекции и консультации экспертов помогут командам выбрать собственные направления исследований русского языка. В сетевом сообществе команды будут организованы консультации для команд. На поисковом этапе команды   определят тематическое поле и тему проекта, проведут поиск и анализ проблемы, сформулируют цель исследования, подготовят программу исследования. На этапе проведения собственных исследований в 2020-2021 учебном году, команды смогут работать совместно с экспертами и другими участниками проекта. 

Осенью 2021 года команды смогут представить результаты исследовательской деятельности и принять участие в итоговой конференции проекта в Санкт-Петербурге.

Для участия в конкурсе необходимо в срок c «01» сентября  до «30» сентября 2020 года заполнить регистрационную анкету: https://centersot.timepad.ru/event/1394709/

Программа Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся в области русского языка «Русская речь»

План-график мероприятий

Наименование мероприятия

Краткая аннотация мероприятия

Сроки проведения

Место проведения

1.                    

Приём заявок на участие в конкурсе от школьных команд

 

Приём заявок осуществляется онлайн, на сайте конкурса по адресу: https://centersot.ru/.

 

В состав школьной команды могут войти школьники, их родители, учителя русского языка и литературы, классные руководители, руководители научных объединений учащихся, педагоги-организаторы исследовательской деятельности школьников, представляющие одну образовательную организацию, а также научные консультанты из числа научных работников, преподавателей организаций высшего образования.

01.09.2020-30.09.2020

 centersot.ru

2.                    

Формирование сетевого сообщества участников проекта

Предполагается сформировать несколько сетевых сообществ, обладающих различным функционалом, необходимым для эффективной сетевой коммуникации.

 

Записи вебинаров, видеолекций планируется размещать на видеохостинге www.youtube.com.

 

Сетевое взаимодействие исследовательских команд с научными консультантами предполагается осуществлять в закрытых группах социальной сети https://vk.com/. Обсуждение общих вопросов с участниками, организаторами и экспертами https://vk.com/.

 

Презентация результатов исследовательской работы, определение лучших работ — сервисы google.com, https://www.instagram.com/, сообщество экспертов и школьных учителей — https://www.facebook.com/.

 

Единое окно доступа ко всем сетевым активностям: https://centersot.ru/

01.10.2020

 centersot.ru

3.                    

Лекция «Организация исследовательского проекта (основы проектной деятельности)»

Лектор — Буланов С.В., к. пед.н., генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий»

Тема лекции: «Проект как форма организации исследовательской деятельности. Стадии работы над проектом. Коммуникация участников проекта «

05.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

4.                    

Обзорная лекция «Направления лингвистических исследований»

Лектор — Буланов С.В., к. пед.н., генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий»

 

Тема лекции: «Представление основных направлений лингвистических исследований в рамках проекта «Русская речь» и их научных кураторов»

05.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

5.                    

Лекция «Изменения в русской речи под влиянием интернета»

Лектор – Ефремов В.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

 

Тема лекции: «Интернет и интернет-коммуникация, безусловно, оказывают серьезное влияние на современный язык. В ходе лекции будут затронуты следующие микротемы: ситуация новой вторичной устности, экстралингвистические факторы интернет-коммуникации, текстинг как гибридная (устно-письменная) форма существования языка, лексика русского языка и интернет-жаргон(ы), пунктуация текстинга и др. Отдельного разговора заслуживают интернет-мемы и язык эмодзи»

06.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

6.                    

Лекция «Языковое разнообразие России»

Лектор – Сомин А.А., научный сотрудник факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

 

Тема лекции: «В России люди говорят на более чем ста языках – и это, не считая языков мигрантов. На лекции мы поговорим о том, что это за языки, кто и где на них говорит, как они устроены, а также с чем они столкнулись в прошлом и какая судьба их ждёт в будущем»

06.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

7.                    

Лекция «Методология научного исследования»

Лектор — Буланов С.В., к. пед.н., генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий»

 

Тема лекции: «Особенности научной̆ деятельности, нормы научной̆ этики, методы научного исследования: теоретические методы, эмпирические методы; организация исследования, аппарат исследования. Язык как объект научного исследования. Аппарат лингвистического исследования. Методы сравнительного языкознания. Сравнительно-исторический метод. Приёмы сравнительно-исторического метода. Методы структурной лингвистики. Методы текстового анализа. Текст как объект лингвистического исследования. Методы социолингвистики»

07.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

8.                    

Лекция «Корпусные исследования русского языка и его диалектов»

Лектор — Пиперски А.Ч., к. ф. н., ведущий научный сотрудник Учебно-научной лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Тема лекции: «Одним из важнейших инструментов современной лингвистики являются языковые корпуса — большие оцифрованные собрания текстов, с помощью которых можно исследовать разные особенности языкового употребления. Современный русский язык представлен множеством легко доступных корпусов, которые позволяют узнать много интересных вещей о том, как реально функционирует язык, как он меняется и чем отличается от предписаний, которые мы находим в словарях и грамматиках»

07.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

9.                    

Лекция «Использование НКРЯ в лингвистических исследованиях»

Лектор — Пиперски А.Ч., к. ф. н., ведущий научный сотрудник Учебно-научной лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Тема лекции: «Национальный корпус русского языка (НКРЯ, www.ruscorpora.ru) — самый известный и удобный для использования среди существующих корпусных ресурсов для русского языка. Этот корпус содержит в своём составе как основные произведения русской литературы, так и современные тексты. Тексты, входящие в состав НКРЯ, относятся к различным диалектным, хронологическим, жанровым и т. п. разновидностям русского языка, что позволяет изучать русский язык во всём его разнообразии. На лекции мы рассмотрим несколько примеров исследований, которые можно выполнять на материале НКРЯ: в частности, изучим род слова кофе и распределение вариантов ударения у глаголов типа звонит и звонит«

08.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

10.                 

Лекция «Опасные связи, или рассказ о том, как скрещиваются языки»

Лектор – Сомин А.А., научный сотрудник факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

 

Тема лекции: «В обычной жизни языки постепенно развиваются сами по себе, лишь незначительно влияя на своих соседей. Но всё меняется, когда языки попадают в нестандартные ситуации: военные завоевания, торговые контакты без языка-посредника, культурное и экономическое доминирование, миграции – из-за подобной человеческой деятельности некоторые языки сильнейшим образом влияют на другие, изменяя их и заодно себя.

На лекции мы обсудим, как это происходит и что в итоге случается с языками, вступившими в опасные связи»

08.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

11.                 

Лекция «Живо ли русское словообразование? Как возникают слова»

 

Лектор –   Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории cсоциолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Тема лекции: «Как возникают слова. В лекции на современном материале рассказывается о русском словообразовании. Оказывается, ряд неологизмов, в том числе жаргонных, ассоциирующихся с языком интернета, представляет собой образования по старым словообразовательным моделям, живущим в русском языке столетия и даже тысячелетия и прекрасно их иллюстрирующих. Некоторые модели даже «реинкарнируются» после периода «сна». Несмотря на то, что в представлении многих этимология и неология (изучение неологизмов) — противоположные разделы языкознания, при изучении рождения на свет неологизмов тоже можно сделать немало открытий»

09.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

12.                 

Лекция «Русские диалекты»

Лектор – Исаев И.И., к.ф.н., директор ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)

 

Тема лекции: «Русский язык за пределами крупных городов. Что такое диалекты? Как устроены говоры? Как выглядит лингвистический ландшафт России? Как относиться к диалектам? Стоит ли их стыдиться?»

09.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

13.                 

Лекция «Феминитивы в русском языке»

Лектор –   Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Тема лекции: «В лекции рассказывается о том, какими путями возникали и возникают в русском языке названия людей по профессии, занятию, местожительству и другим характеристикам в старину и в наши дни. Освещаются вопросы словообразования, в том числе актуальная, можно сказать, модная, тема образования названий женщин — феминитивов. Как образуются феминивы по традиционным словообразовательным моделям от разных основ — исконным, заимствованным и пр. Феминитивы в разных стилях русского языка. Феминитивы и культура речи»

12.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

14.                 

Лекция «Ulitsa nineteen-oh-five goda, или о городских топонимах в многоязычном мире»

Лектор – Сомин А.А., научный сотрудник факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

 

Тема лекции: «Современное многоязычие ставит множество интересных вопросов перед людьми, занимающимися городской навигацией. Ulitsa Pushkina или Pushkin street? The Big Theatre или The Bolshoi? Переводить ли имя в названии варшавской улицы Винни-Пуха и слово «библиотека» в названии станции метро «Библиотека им. Ленина»? А если мы в Татарстане или Беларуси, с русского или с белорусского/татарского нужно транслитерировать топонимы на указателях? В лекции мы обсудим эти и множество других вопросов, проиллюстрировав пути их решения фотопримерами из самых разных городов и стран»

12.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

15.                 

Лекция «Диминутивы в русском языке»

Лектор –   Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Тема лекции: «Диминутивы, или уменьшительные образования, чрезвычайно характерны для русского языка — особенно такие, которые выражают не размер, а оттенки отношения. В лекции рассказывается о необычных подробностях из жизни этих слов — в частности, об этикетно-уничижительных диминутивах допетровской Руси; о ласкательных и «сожалительных» диминутивах народно-поэтической речи; о современных иронических диминутивах; наконец, о «замаскированных» диминутивах, которые стали обычными словами, такими, как ласточка или зрачок, в том числе — научными терминами, например, тычинка или клетка»

13.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

16.                 

Лекция «Просторечие в современном русском языке»

Лектор – Ефремов В.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

 

Тема лекции: «Давление просторечия на русский язык — одна из серьезнейших культурно-речевых проблем сегодня. В лекции будут освещены следующие вопросы: история просторечия, его лингвистическая и экстралингвистическая природа, проявление просторечия на всех уровнях языка (особенно — на лексическом) и в коммуникации, связь просторечия с литературным языком и субстандартом. Одновременно будут охарактеризованы и ситуации уместности, и ценность просторечия для языка в целом»

13.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

17.                 

Лекция «Откуда берутся слова. Этимология и словообразование»

Лектор –   Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Тема лекции: «В лекции освещается один из самых волнующих любителей языка вопросов: происхождение слов, внутренняя форма которых для носителей языка стала неочевидной и потому загадочной (на материале русского языка). Рассказывается о лексикографических ресурсах для получения информации об истории того или иного слова. Рассматриваются на примерах причины, по которым связь слова с «родителем» (производящим словом) и «родственниками» (однокоренными словами) перестаёт быть очевидной.  Предлагаются и решаются задачи на историческое словообразование, не требующие специальных знаний по истории русского языка»

14.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

18.                 

Лекция «Русские фразеологизмы»

Лектор – Ефремов В.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

 

Тема лекции: «Эмоциональность, образность и экспрессивность — важные качества хорошей речи. Один из инструментов их создания — фразеологизмы (идиомы, паремии, прецедентные феномены). Тематически лекция состоит из нескольких блоков: лингвистическая специфика и функции фразеологизмов, классификации фразеологизмов, лингвокультурологическая составляющая фразеофонда русского языка. Отдельное внимание уделено ошибкам, связанным с употреблением фразеологизмов»

14.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

19.                 

Лекция «Официально-деловой стиль в русском языке: как из текста сделать документ»

Лектор – Селезнёва Л.В., д. ф. н., доцент кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Тема лекции: «В лекции рассматриваются признаки делового стиля в русском языке, область применения делового стиля»

15.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

20.                 

Лекция «Сленг»

Лектор – Ефремов В.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

 

Тема лекции: «Современный русский язык переживает так называемую четвертую волну вульгаризации. Влияние субстандартной лексики на язык колоссально. Лекция состоит из общетеоретического блока (проблема разграничения арго, жаргона, сленга и иных форм субстандарта) и блока о сленге как таковом. Во второй части затрагиваются следующие вопросы: лингвистическая и экстралингвистическая природа сленга, связь сленга с другими субстандартными стратами, специфика лексикографирования субстандарта и словари сленга, его культурно-речевая оценка.

15.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

21.                 

Лекция «Как выяснить происхождение регионального слова? Какие словари помогут?  Что такое этимология?»

Лектор –   Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Тема лекции: «В лекции освещается тема региональной лексики и её происхождения. Изучение местных слов является одним из самых увлекательных занятий для любителей лингвистики, формирует любовь к малой родине. Но при этом сами слова порой остаются загадочными и не связанными с общим словарным фондом. В лекции будет рассказано о ресурсах, использование которых может помочь раскрыть тайну происхождения хотя бы каких-то региональных слов и найти их общеизвестных «родственников».

16.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

22.                 

Лекция «Русское нерусское»

Лектор – Ефремов В.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

 

Тема лекции: «Современный русский язык в очередной раз переживает волну бурных заимствований. Лекция состоит из двух блоков: теоретический (природа иноязычных заимствований, этапы адаптации чужого слова, способы заимствований) и практически ориентированный (маркеры заимствований, причины «американизации» русского языка, мотивированные и немотивированные заимствования) «

16.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

23.                 

Лекция «Современное русское словообразование: новое и реинкарнация старого»

Лектор –   Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Тема лекции: «В лекции рассказывается о том, какие новые слова образовались в современном русском языке и каким образом. Рассматриваются конкретные словообразовательные модели и суффиксы, ожившие после периода непродуктивности (-ота, -арь и т.д.). С другой стороны, в современном русском языке возникают и новые словообразовательные явления, в тч связанные с языком интернета»

19.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

24.                 

Лекция «Политкорректность глазами лингвиста. Причём тут медведь?»

Лектор –   Фуфаева И.В., к. ф. н., научный сотрудник лаборатории социолингвистики ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Тема лекции: «В лекции рассказывается о том, к каким универсальным и хорошо изученным языковым явлениям относятся новые концепции из арсенала политкорректности: эвфемия, в т.ч. эвфемизмы, заменяющие прямые обозначения из-за языковых табу (русское «медведь» — пример такого эвфемизма); энантеосемия (употребление слова в обратном значении) и пр. «

19.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

25.                 

Лекция «Вариативность в языке и разновидности вариантов»

Лектор – Шаронов И.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка института ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»   

 

Тема лекции: «Любой живой язык со временем изменяется, или, говоря научным языком, эволюционирует. Причин для изменений немало, но ученые установили основные присущие языку законы, приводящие к изменениям: закон экономии и закон аналогии. Грамматические изменения происходят плавно, почти незаметно, через появление вариантов у существующих слов и их конкурентную борьбу. В лекции будут рассмотрены разновидности языковых вариантов, их борьбу за «место под солнцем», а также возможности их сосуществования в языке»

20.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

26.                 

Лекция «Языковая вариативность и литературная норма»

Лектор – Шаронов И.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка института ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Тема лекции: «Норма старается заморозить изменения в языке. Ее неписанный принцип – традиция истинна или просто хороша, и потому не нарушаема. Не будь нормы, кто бы мог сейчас читать Пушкина без перевода на современный русский? Норма отражается в словарях и грамматике, ей учат в школе и университете. В результате деятельности нормы эволюционный бег замедляется, но остановить его до конца норма, безусловно, не в силах. В лекции будут рассмотрены истории героических отступлений нормативных правил под давлением живого языка, а также особые случаи, где норма «на страже» и где норма «спит»

20.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

27.                 

Лекция «Муравей к югу от твоей ноги: это – шутка? Часть 1»

Лектор –Брагина Н.Г., д. ф. н., профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина»

 

Тема лекции: «Мы поговорим о языках вообще и о таких, которые принято называть экзотическими: они могут очень отличаться от европейских языков, например, от английского, немецкого, французского, испанского, русского. Вы узнаете о том, что знакомство с экзотическими языками заставило задуматься лингвистов, философов об отношении языка и мышления. Был поставлен вопрос: влияет ли язык на мышление? Этот вопрос стал яблоком раздора в ХХ веке, поделив лингвистов, на два лагеря: тех, кто отвечает на этот вопрос положительно и тех, кто на него отвечает отрицательно. Интересно, что и в ХХI веке этот спор продолжается, потому что сохраняется ожидание, что, поняв лучше устройство человеческого мозга, мы сумеем ответить на многие важные вопросы, в том числе и на этот: влияет ли язык на мышление. А пока можно строить только предположения. Загадка остается неразгаданной»

21.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

28.                 

Лекция «Муравей к югу от твоей ноги: это – шутка? Часть 2»

Лектор –Брагина Н.Г., д. ф. н., профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина»

 

Тема лекции: «Мы попробуем разобраться в современном и популярном лингвистическом понятии языковая картина мира.  Мы поговорим об истории его возникновения и  об ученых, непосредственно повлиявших на его формирование: о великом немецком филологе и философе Вильгельме фон Гумбольдте и о немецком языковеде Лео Вайсгербере. Мы посмотрим, каким образом фразы: «муравей справа от твоей ноги» и «муравей к югу от твоей ноги», — связаны с понятием языковая картина мира, а также зададимся вопросом: в чем разница между языковой, наивной и научной картинами мира. Ну, и, конечно, примеры, примеры, примеры…  «Приведите мне контр-пример, и я перепишу теорию», — говорил один очень известный лингвист»

21.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

29.                 

Лекция «Теоретические методы научного исследования»

Лектор – Сухорукова Е.В., к. пед.н., зав. кафедрой физики и информационных технологий Балашовского института (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный

исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

 

Тема лекции: «В лекции рассматриваются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование и др. теоретические методы»

22.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

30.                 

Лекция «Эмпирические методы научного исследования»

Лектор – Сухорукова Е.В., к. пед.н., зав. кафедрой физики и информационных технологий Балашовского института (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

 

Тема лекции: «В лекции рассматриваются метод изучения литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, измерение, опрос (устный и письмен- ный), эксперт- ные оценки, тестирование»

22.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

31.                 

Лекция «Аппарат исследования»

Лектор – Сухорукова Е.В., к. пед.н., зав. кафедрой физики и информационных технологий Балашовского института (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

 

Тема лекции: «Выявление противоречия. Формулирование проблемы. Определение темы исследования. Построение гипотезы. Построение программы исследования»

23.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

32.                 

Лекция «Россия online»: лингвострановедческие квесты»

Лектор — Буланов С.В., к. пед.н., генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий»

 

Тема лекции: «Участники актуализируют знания о природе, культурном и этнолингвистическом многообразии России»

23.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

33.                 

Лекция «Региональные особенности русской речи.»

Лектор — Буланов С.В., к.пед.н., генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий»

 

Тема лекции: «Результаты масштабного исследования школьниками регионолектов, проведённого в 2019 году»

26.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

34.                 

Лекция «Как один человек придумал словарь навыворот: медленное чтение с Национальным корпусом русского языка»

Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

Тема лекции: «В этой лекции встретятся два уникальных культурных феномена: замечательная книга Льва Успенского «Слово о словах» (Лениздат, 1962) и Национальный корпус русского языка http://www.ruscorpora.ru/. Книжка Успенского оказала огромное влияние на воспитание нескольких поколений наших соотечественников, которые научились задавать себе вопросы о том, как живёт и развивается русский язык, осознали свою ответственность за его развитие. Поэтому Успенского будем читать медленно, внимательно. Будем отвечать на вопросы автора и проверять его версии. Может ли обычный современный школьник вступить в равноправный диалог с известным лингвистом? Может, ведь у современного школьника в распоряжении (кроме интереса к русскому языку) – уникальный ресурс. Национальный корпус русского языка (НКРЯ). В этом проекте учащиеся научатся пользоваться поисковой системой Корпуса для решения исследовательских задач.

Корпус — это электронная информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке. Корпус содержит по возможности все типы письменных и устных текстов, представленные в данном языке (художественные разных жанров, публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.). И, самое важное, — сделанная лингвистами разметка и система поиска, которые позволяют организовать поиск слова, его формы, сочетаний слов, контекста.

Мы обратимся к истории замысла обратного словаря русского языка. Вслед за Л.Успенским разберёмся, что это за штука, для решения каких задач она может пригодиться современному школьнику. Научимся работать с поисковой системой НКРЯ и получим в свои руки уникальный инструмент, позволяющий автоматизировать работу, которую лингвисты традиционно делали вручную.

Основная форма работы в этом проекте – приём «чтение с остановками» фрагментов книги Л.Успенского «Слово о словах» и микроисследования с использованием Национального корпуса русского языка.»

26.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

35.                 

Лекция «Жизнь и приключения суффиксов слов: медленное чтение с Национальным корпусом русского языка»

Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

Тема лекции: «В этой лекции учащиеся научатся пользоваться поисковой системой Корпуса для решения исследовательских задач.

Корпус — это электронная информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке. Корпус содержит по возможности все типы письменных и устных текстов, представленные в данном языке (художественные разных жанров, публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.). И, самое важное, — сделанная лингвистами разметка и система поиска, которые позволяют организовать поиск слова, его формы, сочетаний слов, контекста.

В этом кейсе мы вслед за Л.Успенским убедимся, что особая жизнь, особая, своя история присуща в языке не только звукам слов, словам, но и частям слов и их грамматическим формам. Именно поэтому ими так интересуется языкознание.

Научимся работать с поисковой системой НКРЯ и получим в свои руки уникальный инструмент, позволяющий автоматизировать работу, которую лингвисты традиционно делали вручную.

Основная форма работы в этом проекте – приём «чтение с остановками» фрагментов книги Л.Успенского «Слово о словах» и микроисследования с использованием Национального корпуса русского языка»

27.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

36.                 

Лекция «Подвижная норма: медленное чтение с Национальным корпусом русского языка»

Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

Тема лекции: «Мы обратимся к ключевому вопросу языковой картины мира: каким образом слова живого языка входят в состав литературного языка? Как формируется норма языка? Как изменяются языковые нормы? Эти мировоззренческие вопросы убедительно, понятно и виртуозно изложил Лев Успенский в книге «Слово о словах» (Лениздат, 1962). Книжка Успенского учит нас задавать себе вопросы о том, как живёт и развивается русский язык, читатель начитает осознавать свою ответственность за его развитие. Поэтому Успенского будем читать медленно, внимательно. Будем отвечать на вопросы автора и проверять его версии. Может ли обычный современный школьник вступить в равноправный диалог с известным лингвистом? Может, ведь у современного школьника в распоряжении (кроме интереса к русскому языку) – уникальный ресурс. Национальный корпус русского языка (НКРЯ) http://www.ruscorpora.ru/. В этом проекте учащиеся научатся пользоваться поисковой системой Корпуса для решения исследовательских задач»

Мы рассмотрим живой процесс формирования литературного языка, вместе с Л.Успенским убедимся, что «слова живут, живут беспокойной жизнью. То, что вчера казалось совершенно правильным и даже общепризнанным, сегодня становится полной редкостью, выпадает из общей речи. То, что совсем недавно представлялось грубым вульгаризмом, может внезапно стать совершенно законным литературным словом, проникнуть в самую правильную, самую образцовую речь».

Научимся работать с поисковой системой НКРЯ и получим в свои руки уникальный инструмент, позволяющий автоматизировать работу, которую лингвисты традиционно делали вручную.

Основная форма работы в этом проекте – приём «чтение с остановками» фрагментов книги Л.Успенского «Слово о словах» и микроисследования с использованием Национального корпуса русского языка.

27.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

37.                 

Лекция «Читательский хакатон: как читать и понимать научно-популярные и научные тексты»

Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

 

Тема лекции: «Исследовательская работа невозможна без изучения, насколько твоя проблема разработана в науке, что по твоему вопросу говорят учёные, выработана ли согласованная позиция или это спорный вопрос науки. Увидеть свою исследовательскую работу в контексте лингвистики и найти научно обоснованное решение можно только одним способом — изучением научной литературы.

Как же сделать научную и научно- популярную литературу инструментом своего исследования? На интерактивной лекции мы проштудируем пару текстов и взломаем испытанные временем приёмы включения в диалог с автором: приучим себя задавать вопросы к тексту и искать на них ответы, проверять аргументацию автора и соотносить эмпирический материал с собственным опытом, делать пометки на полях. И кое-что новенькое — проверим, поможет ли программа создания комиксов лучше понять текст и выйти на новые решения. Читаем и обсуждаем в zoom, загрузите заранее на смартфон бесплатную программу comical»

28.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

38.                 

Лекция «Лингвистический хакатон: взламываем коды решения лингвистических задач»

Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

 

Тема лекции: «Только несведущие люди считают гуманитарные науки неточными. На материале научных текстов известных учёных мы расследуем, как лингвисты аргументируют и проверяют выводы своих (и чужих) исследований, выведем алгоритмы рассуждений. Таким образом, в ходе интерактивной лекции мы вместе взломаем алгоритм решения лингвистических задач «

28.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

39.                 

Лекция «Откуда же взялось название Вязники: экспедиция за топонимами»

Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

Тема лекции: «Людей издавна волновали тайны происхождения слов. Особенно – названий тех самых рек, озёр, гор. Да и сёл, и городов. То есть топонимы. Многие русские «гидронимы» – названия водных объектов – остались от предыдущего населения, говорившего на других языках – финно-угорских, балтийских, и совсем загадочны.

Издавна же люди пытались по-своему объяснять, как эти слова произошли. Такие объяснения сейчас называются «топонимическими легендами».

В этом кейсе предлагаем отвлечься от «топонимических легенд» и докопаться до значения слова исключительно лингвистическими методами, просто зная русский язык и применяя логику. Возьмём название небольшого города Вязники во Владимирской области. 

Чтобы это лингвистическое исследование не оказалось беспочвенным в прямом смысле этого слова, будем находить и отмечать топонимы на гугл-карте. Вот таким образом, с опорой на логику и делая отметки на географической карте, мы совершим экспедицию за топонимами»

29.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

40.                 

Лекция «Расследуем значение слова «семья»: следствие ведут…»

Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

Тема лекции: «Самые непонятные слова — обычно и самые старые, исследование их происхождения помогает лучше понять не только историю языка, но историю народа. Этимологические исследования можно рассмотреть, как своеобразные лингвистические задачи. Задачи, подобные тем, что стоят перед следователем — могло такое событие случиться или нет?

Чтобы это лингвистическое исследование было посильным и интересным для школьников, мы предлагаем превратить его в лингвистическое расследование – детективный спектакль. Погрузиться в это расследование нам помогут герои культового мультфильма «Следствие ведут колобки» (1986, «Экран», реж. А. Татарский, И. Ковалёв) и знаменитые литературные детективы Шерлок Холмс, доктор Ватсон, за которыми присматривает миссис Хадсон.

Итак, детективный спектакль, да ещё иммерсивный. Термин «иммерсивный» означает полное погружение. В таком спектакле позиция зрителя не ограничивается простым наблюдением. Зрители начинают взаимодействовать с актерами и сюжетом. Зрители становятся полноправными участниками и двигают расследование самостоятельно»

29.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

41.                 

Лекция «Путешествие с Гулливером за диминутивчиками: уменьшительно-ласкательные слова в русском языке»

Лектор — Шалыгина И.В., к.пед.н., руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

Тема лекции: «Диминутивы (уменьшительно-ласкательные образования) – это неотъемлемая часть русского языка. Они активно и регулярно образуются от существительных как для обозначения предметов меньшего размера, чем «стандартные», так и для передачи различных оттенков отношения.

 Если присмотреться, в нашем языковом сознании сосуществуют и соседствуют мир обычных предметов, существ и мир маленьких. А задавались ли мы вопросом, зачем мы уменьшаем?  Предлагаем покопаться в своём словарном запасе, обратиться к истории языка, заглянуть в любимые книжки. Обязательно найдём ответ!  Нашим помощником и вдохновителем будет Джонатан Свифт и его миры, описанные в знаменитом «Путешествии Гулливера».        

Основные формы работы в этом проекте — анализ языкового материала, создание собственных текстов с использованием деминутивов и драматизация»

30.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

42.                 

Лекция «Активный словарь русского языка»

Лектор — Иомдин Б.Л., к. ф. н., доцент факультета гуманитарных наук /школа лингвистики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Тема лекции: «Активный словарь русского языка разрабатывался с опорой на важнейшие достижения отечественной и европейской лексикографии и с учетом результатов современной теоретической лингвистики во всех важных для лексикографии областях. Словарь ставит своей целью сообщение такого объема сведений о каждом включенном в него слове в каждом из фиксируемых в словаре значений, которые необходимы не только для понимания этого слова в произвольном контексте, но и для его правильного использования в собственной речи говорящих»

30.10.2020

Дистанционная платформа ZOOM  

 

43.                 

Выбор школьными командами темы исследования. Подготовка программ исследований.

Консультации экспертов проекта с целью определения школьными командами направлений и программ исследований.

Выбор тем и подготовка программ исследований организуются в сетевом сообществе команды (группе) при участии экспертов проекта.

 

02.11.2020

 centersot.ru

44.                 

Работа школьных команд над исследовательскими проектами.

Консультирование школьных команд экспертами проекта в сетевых сообществах

Этап реализации исследовательских проектов в соответствии с программой исследований. Коммуникация с экспертами проекта в сетевых сообществах команд.

31.05.2021

 centersot.ru

45.                 

Презентация исследовательских проектов школьными командами. Экспертиза и рейтингование результатов исследовательской деятельности

Результаты исследовательской деятельности представляются в общем сетевом сообществе участников проекта, пабликах проекта в социальных сетях. Организуется обсуждение и рейтингование результатов исследовательской деятельности экспертами и участниками проекта.

31.08.2021

 centersot.ru

46.                 

Определение лучших работ конкурса, подготовка и издание лучших работ конкурса

Лучшие исследовательские работы определяются на основе экспертного отбора, а также результатов обсуждения и рейтингования всеми участниками проекта. По итогам отбора формируется сборник лучших работ, обеспечивается издание сборника.

30.09.2021

 centersot.ru

47.                 

Финал конкурса

Финал конкурса проводится в Санкт-Петербурге. В финале принимают участие 20 лучших команд по результатам отбора, эксперты проекта. Программа финала проекта предусматривает проведение конкурсных испытаний финалистов, круглых столов и мастер-классов с участием экспертов, и финалистов конкурса, экскурсии по литературным местам Санкт-Петербурга.

29.10.2021-

31.10.2021

 

г. Санкт-Петербург

Видеоканал проекта

Дополнительную информацию можно получить по адресу электронной почты general@centersot.ru