Методические кейсы по развитию межкультурной компетенции учащихся 5-7 классов

За последнее десятилетие профессиональная деятельность учителей российских школ претерпела значительные изменения, в ходе которых они должны осуществлять свою деятельность в условиях билингвальной, полилингвальной или полиэтнокультурной образовательной среды. В особой мере это относится к учителям русского языка.

В качестве основной цели обучения русскому языку в современной школе, согласно ФГОС, выдвигается формирование языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной на речевые поступки и включение учащегося как языковой личности в культурно-языковое поле нации, общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России.

В связи с этим положением одной из универсальных компетенций, которыми должны овладеть учащиеся современной российской школы является межкультурная компетенция — умение общаться с представителями другой культуры, включающее способность к пониманию ограниченности своей собственной культуры и своего собственного языка и умение переключиться при встрече с другой культурой на другие не только языковые, но и неязыковые нормы поведения.

В качестве уровней межкультурной компетенции выделяются:

  1. когнитивный — владение знаниями об общностях и различиях в ценностях, нормах и образцах поведения в контактируемых культурах;
  2. аффективный — владение умением встать на позицию партнёра по межкультурному общению и идентифицировать возможный конфликт как обусловленный ценностями и нормами его культуры;
  3. коммуникативно-поведенческий — владение умениями осуществлять конкретные действия в межкультурной ситуации.

Развитие межкультурной компетенции осуществляется в учебном процессе через межкультурное образование — «индивидуальный процесс развития личности, ведущий к изменению поведения индивидуума, связанного с пониманием и принятием культурно-специфических форм поведения представителей других культур» (Ю. Рот — Г. Коптельцева), в качестве содержания которого выступают факты родной культуры в сравнении с культурой партнёров по общению. Поэтому образование в полиэтнокультурной образовательной среде можно рассматривать как межкультурное.

Однако до настоящего времени отсутствуют какие-либо пособия по русскому языку, целью которых являлось бы развитие межкультурной компетенции учащихся российских школ, обучающихся в условиях различной этнокультурной образовательной среды.

Цель методических кейсов: методическое обеспечение развития межкультурной компетенции учащихся 5–7 классов общеобразовательных школ.

Методические кейсы подготовлены авторским коллективом в составе: А. Л. Бердичевский, доктор педагогических наук, профессор; О. Ю. Богданова, кандидат филологических наук; М. В. Дмитриева; Л. Г. Новоселова; Т. В. Сидорова. Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора А. Л. Бердичевского.

Общаемся по-русски

Дополнительная литература для педагогов

  • Бердичевский А., Калашникова О., Умр-Шат Н. Русский язык через песню. KOMINO, 2009.
  • Бердичевский А., Прохоров Ю. Русская азбука для иностранцев. Учебное пособие по русской культуре. — Издательство RETORIKA A, Riga, 2018.
  • Грищук Е. И., Мудрова Л. Д., Стернин И. А. Культура общения. 5 класс. Учебное пособие. Изд. 2, испр. и перераб. — Воронеж, 2005.
  • Квартник Т. А. Интересные каникулы. Переходим в 5-й класс. —М., Эксмо, 2015.
  • Привет! Приглашаем на диалог! Videokurs zur Unterstützung des Russischunterrichts. — Volk und Wissen Verlag GmbH, Berlin, 1995.
  • Berditchevski Anatoli. ШАГИ-2. Lehrbuch der russischen Sprache für das 3. Lernjahr. — Verlag Nentwich-Lattner, Eisenstadt, 2000.
  • Ахмадова З.М. Этническое многообразие и богатые культурные традиции нахских народов Северного Кавказа // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. [Электронный ресурс ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskoe-mnogoobrazie-i-bogatye-kulturnye-traditsii-nahskih-narodov-severnogo-kavkaza
  • Бакирова Г.А. Вербализация смыслов концепта «Счастье» в благопожеланиях на татарском и английском языках // Вестник ЧГУ. 2010. №4. [Электронный ресурс ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalizatsiya-smyslov-kontsepta-schastie-v-blagopozhelaniyah-na-tatarskom-i-angliyskom-yazykah
  • Блейх Н.О. Институт гостеприимства — важнейший этикетный императив северокавказских народов // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2016. №4. [Электронный ресурс ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-gostepriimstva-vazhneyshiy-etiketnyy-imperativ-severokavkazskih-narodov
  • Болтенкова И.Н. Традиции и обычаи горских народов Северного Кавказа и их воспитательное значение // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. №6. [Электронный ресурс ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-obychai-gorskih-narodov-severnogo-kavkaza-i-ih-vospitatelnoe-znachenie
  • Бухаева Р.В.Особенности невербальной коммуникации у бурят // Вестник ИрГТУ. 2012. №2 (61). [Электронный ресурс ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-neverbalnoy-kommunikatsii-u-buryat
  • Есенова Т.С., Есенова Г.Б. Национально-культурные особенности коммуникативного поведения калмыков // Вестник БГУ. 2014. №10-3. [Электронный ресурс ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-kulturnye-osobennosti-kommunikativnogo-povedeniya-kalmykov
  • Кузнецов А.В. Речевой этикет народов Волго-Уралья: Монография. – М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации; Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2008. – 320 с.
  • Кущетерова Ф.Т. Гостеприимство как национальная и общечеловеческая ценность в педагогике карачаевцев // МНКО. 2016. №3 (58). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gostepriimstvo-kak-natsionalnaya-i-obschechelovecheskaya-tsennost-v-pedagogike-karachaevtsev
  • Мамбетов Г.Х. Из истории культуры и быта кабардинцев и балкарцев (начало XVII – 70-е годы XX в.). Нальчик, 2006. – 244 с.
  • Назмутдинова И.К. Удмуртские лексемы приветствия и прощания в Пермском крае и удмуртской Республике // Ежегодник финно-угорских исследований. 2009. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udmurtskie-leksemy-privetstviya-i-proschaniya-v-permskom-krae-i-udmurtskoy-respublike
  • Назмутдинова И.К. Семейный этикет в системе традиционной и современной культуры удмуртов: Автореферат дисс… кандидата исторических наук. – Ижевск, 2013. – 24 с. // http://nauka.chuvsu.ru/images/stories/dissovety/avtoref/2013_2/Nazmutdinova_IK.pdf
  • Николаева Т.Н. Междометие в невербальном общении якутов (на примере художественных произведений) // Лингвокультурология. 2015. №9. [Электронный ресурс]. URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdometie-v-neverbalnom-obschenii-yakutov-na-primere-hudozhestvennyh-proizvedeniy
  • Сегленмей С.Ф. особенности вокативов в тувинском языке при взаимодействии с русским языком. // [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/108191/ryilvtm2016_320_324.pdf?sequence=-1&isAllowed=y
  • Урусова Л.Х. Адыгский этикет: коды гендерного поведения // Ценности и смыслы. 2013. №5 (27). [Электронный ресурс ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adygskiy-etiket-kody-gendernogo-povedeniya
  • Щукина К.Е. Специфика паралингвистических средств общения народа Саха: на выборке городских и сельских жителей: Автореферат дисс. … кандидата психологических наук. – Кострома, 2004. – 18 с. [Электронный ресурс]. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002634347.pdf