Новое образование. Журнал Центра современных образовательных технологий Новое образование. Журнал Центра современных образовательных технологий

Алла Александровна Нестеренко: "Быть гуманным, справедливым, терпимым, самоотверженным – это естественно для человека"

Обсуждение начато Centersot 3 года назад

 

В рамках исполнения проекта Минобрнауки России по разработке серии методических пособий по организации патриотического воспитания, Центр современных образовательных технологий подготовил методическое пособие «Приобщение к ценностным смыслам русской литературы как средство развития гражданской идентичности».

Один из авторов пособия: 

Алла Александровна Нестеренко, канд. пед. наук, педагог дистанционного обучения 

ГБОУ ДО РК РЦРДО Ровесник, доцент кафедры развития образования
ФГАОУ ДПО АПК и ППРО 

1)     Расскажите о методическом пособии, в подготовке которого вы приняли участие.

Пособие отражает опыт карельских педагогов, связанный прямо или косвенно с формированием гражданской идентичности школьников. С одной стороны это методические материалы, ориентированные на погружение школьников в культурное наследие их малой Родины и страны в целом. С другой – разработки, направленные на формирование у детей и подростков системы ценностей, в которой человек воспринимает себя как часть семьи, страны, мира.

2)     В чем, на Ваш взгляд, принципиальная новизна современных подходов к организации патриотического воспитания?

Я вообще не сторонница делить воспитание на виды и выделять патриотическое воспитание как отдельную задачу. На мой взгляд, это приводит к крайне неприятным перекосам. Я придерживаюсь точки зрения профессора В.В. Гузеева, который предлагает не делить технологии на «воспитательные» и «обучающие» а рассматривать образование и образовательные технологии в целом, учитывая, что  содержание образования включает факты, способы деятельности и ценности. Поскольку мы сегодня пытаемся строить учебный процесс так, чтобы ребенок «добывал» факты и открывал способы действий самостоятельно, я думаю, что логично и ценности формировать в деятельности, что нужно учить детей строить свою систему ценностей, а не вкладывать ее в ученика в готовом виде. Наша задача – построить жизнь в семье, школе и стране так, чтобы ученик, вставая перед ситуацией выбора, сам осознавал бы, что быть гуманным, справедливым, терпимым, самоотверженным – это естественно для человека и является залогом его нормальной жизни среди людей. Это не так сложно сделать, если не врать и не лицемерить. К сожалению, в наших реалиях слишком много лицемерия, чтобы рассчитывать на формирование истинного патриотизма.

Оценить современные подходы, которые имеют место в образовании мне трудно – я не вижу каких-то идей, более мощных, чем, скажем, коммунарское движение 70-х. В лучшем случае, мы со скрипом к этому возвращаемся.  Однако определенные возможности дает Интернет.

 

3)     Назовите адреса эффективных образовательных практик патриотического воспитания. Чем интересен рекомендованный Вами опыт?

Мы в прошлом году организовали проект «Военное детство». Просто  на сайте Глобальной школьной лаборатории «Глобаллаб» разместили анкету, с помощью которой дети могли опросить своих прабабушек и прадедушек, чье детство пришлось на годы войны. И сделали обработку анкеты. Получили 250 анкет и отзывы детей и взрослых, которые писали, что их потрясли рассказы родных. В некоторых  карельских поселках школьники просто обошли всех «детей войны» - это видно было по анкетам.  И то, что они могли сравнить, как люди эти события переживали в Карелии, в Тольятти, а Астрахани – это, конечно, было важно, и это – возможность, которую дал Интернет.

Вот адрес проекта: https://globallab.org/ru/project/cover/voennoe_detstvo.ru.html#.V7Tk_VSLTIU

 

Там же мы сделали проект «Дорожные опасности» - дети искали опасные места в своем населенном пункте, фотографировали, придумывали, как устранить опасность. Где возможно – сами устраняли. Вообще-то целью было – научить видеть и решать проблемы. Но мне кажется, это как раз про патриотическое воспитание – что-то человек полезное и творческое сделал для места, где живет.

https://globallab.org/ru/project/cover/dorozhnye_opasnosti_komandnyi_proekt.ru.html#.V7TmD1SLTIU

А во время зимней Олимпиады в Сочи у нас был интернет-проект «До Олимпиады осталось…» и дети очень много материала нашли вообще про Олимпийское движение, и про наших спортсменов. Потом все мы осознанно болели, даже те, кто не любит спорт.  https://sites.google.com/site/jlpolimpic/

Таких Интернет-проектов много, я просто показываю свои, потому что лучше их знаю.  Ну вот, например, проект «Традиции семьи – счастье семьи» https://sites.google.com/site/vebkvesttradiciisemiscastesemi/home

Ну, и, наверно, есть хорошие «живые» квесты, посвященные истории и культуре края для школьников разного возраста. Это практика современная, популярная, детям понятная.

Есть хорошие музейные практики – все, что делает детский центр музея-заповедника «Кижи» - это очень мощное патриотическое воспитание и очень современное (дети приезжают на остров со своими проектами, через проекты осваивают культуру Заонежья). Идея такого лагеря (принадлежит она Л.В. Шиловой) уже более 20 лет работает http://kizhi.karelia.ru/info/about/letnyaya-shkola-na-o-kizhi

Вы должны быть участником этой группы, чтобы иметь возможность общения в ней
И вам здравствуйте, дорогой гость!

Всегда рады видеть вас на сайте!

Вы всегда можете присоединиться к нам, зарегистрировавшись на нашем сайте.

Заходите к нам почаще, участвуйте в наших группах, ведь на сайте нашего центра всегда кипит жизнь!

Нет данных

В данном материале не найдено фотографий.