Centersot. Центр современных образовательных технологий Centersot. Центр современных образовательных технологий

Приобщение к ценностным смыслам русской литературы как средство развития гражданской идентичности

Обсуждение начато Centersot 3 года назад

Методическое пособие «Приобщение к ценностным смыслам русской литературы как средство развития гражданской идентичности» подготовлено автономной некоммерческой организацией «Центр современных образовательных технологий" по заказу Минобрнауки России. Авторы  пособия – ученые и практики, сфера профессиональных интересов которых связана с разработкой содержания и технологий гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания: Н.А. Богданова, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования ФГБОУВО «Петрозаводский государственный университет»; Е.Л. Кудрявцева, канд. пед. наук, эксперт АНО «ЦСОТ»;А.В. Матюшкин, канд. филол. наук, доцент кафедры русской литературы и журналистики ФГБОУВО «Петрозаводский государственный университет»; А.А. Нестеренко, канд. пед. наук, педагог дистанционного обучения РЦРДО РК «Ровесник»; С.В. Фёдоров, канд. пед. наук, заведующий кафедрой филологического образования ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»; О.В. Михеева, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры развития образования ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования»; С.Н. Федорова, д-р пед. наук, профессор, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования».


Основная цель пособия: актуализация опыта приобщения к ценностным смыслам русской литературы как средства развития гражданской идентичности на примере Карелии и других регионов.


Методическое пособие включает материалы, содержащие опыт по организации патриотического воспитания в части приобщения к ценностным смыслам русской литературы как средства развития гражданской идентичности. В пособии представлена деятельность образовательных организаций по формированию культурно-воспитательного пространства, нацеленного на приобщение учащихся к ценностным смыслам русской литературы, и развитие гражданской идентичности учащихся в процессе изучения русской литературы в контексте национальной и мировой культуры.



 

 

Вы должны быть участником этой группы, чтобы иметь возможность общения в ней
Centersot
Centersot
Специфика региональной культуры активно используется педагогами Карелии в их образовательной деятельности, помогает сочетать процесс приобщения молодежи к этнокультурным ценностям с процессом формирования ее гражданской идентичности. Одним из консолидирующих факторов межнационального единства являются русский язык и русская литература.
В условиях, происходящих в России, процессов глобализации в сознании россиян пересматриваются такие важнейшие понятия, как «российская идентичность», «национальные культурные ценности», «российская ментальность», нравственные образцы и нормы поведения.
Подобные процессы касаются особенно подрастающего поколения, представители которого в силу недостаточного жизненного опыта и возрастных особенностей затрудняются в выборе для себя нравственных идеалов, ценностных ориентаций и образцов поведения. В преодолении этих проблем большую роль играет приобщение учащихся к ценностным смыслам русской литературы.
Художественная литература является одним из важнейших средств патриотического воспитания. Литературные произведения не только вызывают эмоциональный резонанс, наводят учащихся на размышления о жизни, формируют способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания мнений, взглядов, оценок.
В системе преподавания литературы как учебного предмета формирование патриотического самосознания рассматривается как одна из приоритетных задач при изучении большинства произведений. Но это происходит только тогда, когда учащиеся наряду с эмоциональным переживанием содержания литературного произведения его творчески осмысливают, принимают или оспаривают утверждаемые в нем идеи.
Предлагаемое пособие содержит разработки, описывающие формирование гражданской идентичности учащихся в процессе приобщения к духовно-нравственным и культурно-эстетическим ценностям и традициям через познание своего региона и индивидуальное творчество; критическое осмысление окружающего мира; формирование собственных ценностных ориентиров; приобретение навыков социального взаимодействия.
Авторы разработок показывают, как может быть реализован духовно-нравственный потенциал, заложенный в классической литературе, в ее истории и поэтике, особенно если рассматривать литературу как воплощение в художественной форме историко-культурного и эстетического опыта нации. В связи с этим в пособии в первую очередь рассматривается содержание образования, а уже затем – используемые формы. Внимание уделяется тому, как изучение проблематики художественного произведения, его сюжетно-композиционных особенностей, системы образов, литературной традиции могут стать основой формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей.
Мы разбили собранный нами материал на две части. В первую часть вошло описание формирования культурно-воспитательного пространства, нацеленного на приобщение учащихся к ценностным смыслам русской литературы.
Интерес к ценностям русской литературы невозможен без интереса к слову. Формой стимулирования такой деятельности, установления связей между ценителями родного слова могут быть районные, региональные и межрегиональные конкурсы. Описание межрегионального конкурса исследовательских работ «Край родной – родное слово» открывает первую часть пособия.
Важной формой приобщения к ценностным смыслам литературы являются проекты, нацеленные на вовлечение учащихся в изучение литературного наследия родного края, которое может включать обращение не только к фигурам писателей-земляков, но и к писателям, чье творчество тематически связано с регионом. Одним из таких примеров является проект, посвященный
М.А. Дудину.
Завершают первую часть материалы, разработанные Союзом Пушкинских школ Республики Карелия, которым накоплен опыт воспитательной работы на основе изучения жизни и творческого наследия А.С. Пушкина с целью формирования гражданского, правового и демократического самосознания и воспитания патриотизма.
Вторую часть пособия составляют материалы, посвященные развитию гражданской идентичности учащихся в процессе изучения русской литературы в контексте национальной и мировой культуры. Ее открывают фрагменты примерной программы учебного предмета «Моя Карелия», которые показывают, как может быть осуществлено приобщение к ценностным смыслам русской литературы в процессе изучения регионального компонента, включающего в себя национальный фольклор региона, русскую и переведенную на русский язык литературу писателей региона и произведения известных русских писателей, посвященные региону.
Своеобразным прологом к литературе является фольклор. Аспекты изучения русского фольклора, которые подготавливают учащихся к восприятию русской литературы, вовлекают учащихся в духовно-нравственную систему народа, представлены в авторской программе д. ф. н. С. М. Лойтер. Проблему преодоления трудностей знакомства с архаичной лексикой русских сказок и с исчезнувшим миром предметов и представлений помогают решить разработки с использованием игровых технологий.
Опыт формирования ценностных ориентиров учащихся в логике теории решения изобретательских задач представлен в работах, описывающих деятельность по анализу сказочных сюжетов и литературных героев. Технология формирования культурной памяти учащихся, их приобщения к эстетическому и этическому коду русской литературы с тем, чтобы сделать его ценностью своего внутреннего «я», показана на материале анализа литературной традиции. Опыт разработки технологии коллективной познавательно-исследовательской деятельности в вики-среде представлен в описании проекта «Викифилология», в рамках которого учащимся предлагаются формы преодоления индивидуальных границ через диалог и сотворчество с целью создания совместного интеллектуального продукта.
В основу данного пособия лёг практический опыт образовательных организаций, ученых, педагогов. Уверены в том, что предлагаемые разработки найдут широкое применение в практике работы образовательных организаций Российской Федерации.
3 года назад
И вам здравствуйте, дорогой гость!

Всегда рады видеть вас на сайте!

Вы всегда можете присоединиться к нам, зарегистрировавшись на нашем сайте.

Заходите к нам почаще, участвуйте в наших группах, ведь на сайте нашего центра всегда кипит жизнь!

Нет данных

В данном материале не найдено фотографий.