previous arrow
next arrow
Slider
Русский язык в поликультурной среде

Региональные особенности русской речи

Методические кейсы по обучению русскому языку и языкам народов России в контексте межкультурной коммуникации:

 

Учебный видеоканал «Россия online»

 

Открытые лекции

Оказание услуг по организации и проведению комплексных мероприятий, посвященных Великой Победе — 2019

Государственный контракт № 004/ГК от 19.03.2019

Государственный заказчик:

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

Результаты проекта

Автономная некоммерческая организация «Центр современных образовательных технологий» подготовила и провела круглые столы, концерты и выставки, посвященные сохранению исторической памяти о Второй мировой войне в Таджикистане, Румынии, Чехии, Венгрии, Беларуси, Казахстане и Узбекистане.

В Таджикистане проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла и музыкантов творческих коллективов Таджикистана. Концерт прошёл в Российско-Таджикском (Славянском) Университете (РТСУ) для студентов и преподавателей университета, соотечественников и жителей Душанбе.
  • Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» в Российско-Таджикском (Славянском) Университете (РТСУ). Для сотрудников Посольства Российской Федерации в Таджикистане, преподавателей и студентов РТСУ были организованы экскурсии по выставкам. Экскурсии провела Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «‎Дом И.С. Остроухова в Трубниках».
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны. Писательская рота» ‎‎ (ведущая – Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «‎Дом И.С. Остроухова в Трубниках» ‎) в Российско-Таджикском (Славянском) Университете (РТСУ) и «Как сохранить память о Великой Отечественной войне: опыт российских педагогов по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи» (ведущий – Сергей Буланов, к.п.н.) в Российском центре науки и культуры в Душанбе.

В Румынии проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла Евгения Вальца, Елены Моисеевой, Анны Петуховой, Александра Чеботарёва и Льва Успенского. Концерт прошёл в Российском центре науки и культуры в Бухаресте.
  • Выставки «‎Великая отечественная. Летопись войны глазами художников фронтовиков» ‎и «‎Тема Великой отечественной войны в творчестве Бориса Неменского» ‎ в Российском центре науки и культуры в Бухаресте. Были организованы экскурсии по выставкам, проведённые искусствоведом Татьяной Хазовой.
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) в Посольстве Российской Федерации в Румынии и «‎Великая отечественная. Летопись войны глазами художников фронтовиков» ‎ (ведущая – искусствовед Татьяна Хазова) в Российском центре науки и культуры в Бухаресте.

В Чехии проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла Евгения Вальца, Елены Моисеевой, Анны Петуховой, Александра Чеботарёва и Льва Успенского.
  • Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» ‎. Были организованы экскурсии по выставкам, проведённые Александрой Голубевой.
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «‎Писательская рота» ‎ (ведущая – Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «‎Дом И.С. Остроухова в Трубниках»).

В Венгрии проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла и музыкантов творческих коллективов Будапешта.
  • Выставки «Писательская рота» и «‎Великая отечественная. Летопись войны глазами художников фронтовиков» ‎. Были организованы экскурсии по выставкам, проведённые Александрой Голубевой.
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «‎Писательская рота» ‎ (ведущая – Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «‎Дом И.С. Остроухова в Трубниках»).

В Беларуси проведены:

  • Концерт артистов творческого коллектива “Gnessins’ Collegium musicum”. Концерт прошёл в Доме Москвы в Минске.
  • Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» ‎‎ в Российском центре науки и культуры в Минске.
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) в Российском центре науки и культуры в Минске и «‎Освобождение Белоруссии как важный этап Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – Виктор Скрябин, к.ф.н.) в Доме Москвы в Минске.

В Казахстане проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла в Российском центре науки и культуры в Нур-Султане.
  • Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» в Центральной детско-юношеской библиотеке в Нур-Султане.
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «Как сохранить память о Великой Отечественной войне: опыт российских педагогов по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи» (ведущий – Сергей Буланов, к.п.н.). Круглые столы были проведены в Центральной детско-юношеской библиотеке в Нур-Султане. В работе круглых столов приняли участие казахстанские эксперты, в том числе, искусствовед Раушан Каргабекова и киновед Камила Габдрашитова. Партнёры мероприятий в Казахстане – Российский центр науки и культуры в Нур-Султане и Центральная детско-юношеская библиотека приняли участие в масштабном информировании целевых групп в социальных сетях, за счёт чего была обеспечена качественная выборка участников круглых столов, заинтересованных содержанием рассматриваемых вопросов.

В Узбекистане проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла в Республиканском специализированном музыкальном академическом лицее им.В.Успенского.
  • Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» и круглые столы «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «Как сохранить память о Великой Отечественной войне: опыт российских педагогов по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи» (ведущий – Сергей Буланов, к.п.н.) в Российском центре науки и культуры в Ташкенте. В работе круглых столов приняли участие местные эксперты, в том числе, директор «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» А.В. Маркевич.

Российскими центрами науки и культуры в Будапеште и Ташкенте получены выставочные материалы, которые могут быть использованы для организации постоянных и передвижных выставок.

Руководители проекта

Ключевые персоны проекта

Партнёры проекта

Галерея МастАРТ 

Публикации о проекте: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 

 

 

«Организация и проведение комплекса мероприятий по проблемам сохранения электронной информации и реализации «Рекомендаций ЮНЕСКО об обеспечении сохранности и доступности документального наследия, в том числе в цифровой форме» — 2019

Государственный контракт № 24-14/19 от 19.03.2019

Государственный заказчик:

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Результаты проекта

Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Пскове.

Место проведения: Cпортивно-развлекательный парк «Простория», г. Псков, Иркутский пер. 2, Центр науки и спорта «Без Предела»

Дата и время проведения: 16-17 апреля 2019 г., с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.

Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Ханты-Мансийске.

Место проведения: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Анны Коньковой, 8

Дата и время проведения: 29 и 30 апреля 2019 года, с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.

Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Твери.

Место проведения: Тверская область, г. Тверь. ул. Желябова, 33, Тверской государственный университет, актовый зал (ауд.303)

Дата и время проведения: 17 и 18 июня 2019 года, с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.

Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Москве

Место проведения: г. Москва, Измайловское ш., 71 корпус 3В, конференц-зал «Технология» в Конгресс-Центре отеля Вега Измайлово 4*.

Дата и время проведения: 20 и 21 июня 2019 года, с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.

В период проведения комплекса семинаров Исполнителем организована и проведена выставка книжных изданий по вопросам сохранения электронной информации, формирования медийно-информационной грамотности и по другим гуманитарным проблемам развития информационного общества, выпущенных в 2007-2018 гг. в местах проведения семинаров.

 

Руководители проекта

Ключевые эксперты проекта

  • АНДРЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ —  доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор.
  • ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА МАРИНА ЕФИМОВНА — кандидат педагогических наук, профессор МПГУ.
  • ДРОКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела документоведения ВНИИДАД.
  • ПАПАНОВА НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА — заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности Государственного литературного музея.
  • ЯКУШИНА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА — кандидат педагогических наук. Член правления Ассоциации специалистов медиаобразования http://mim.org.ru/asmo. Выпускающий редактор газеты «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ, администратор проекта Цифровое образование http://digital-edu.ru, администратор портала методической службы издательства http://metodist.lbz.ru/. Выпускающий редактор международного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» http://mic.org.ru.
  • ЯСТРЕБЦЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА — кандидат педагогических наук. Член Правления «Лиги образования», автор образовательных программ по медиаобразованию.
  • ЕВЛАХОВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ — заведующий сектором информационных технологий этнографического музея под открытым небом “Торум Маа” (ХМАО-Югра).
  • КЛИМОВИЧ ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА — Сургутский государственный университет, начальник отдела мониторинга качества образования (ХМАО-Югра). Эксперт федеральных проектов по направлению создания цифровых образовательных ресурсов («Информатизация системы образования»).
  • СУДАКОВА НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА — директор КУ “Государственный архив Югры” (ХМАО-Югра).
  • ХАЗОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА — кандидат экономических наук, директор Московской галереи «МастАРТ», искусствовед, организатор выставочной деятельности в России и за рубежом, руководитель проекта «Ареал культуры».
  • ЛЕОНТЬЕВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА — доктор исторических наук, почетный профессор ТвГУ, заведующая кафедрой отечественной истории, декан исторического факультета Тверского государственного университета.
  • МАТЮШКИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ — кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета, руководитель образовательного направления «Журналистика».
  • БАКАЛОВА СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА — заведующая отделом развития информационных услуг и технологий ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека».
  • ПЕТРОВА ОКСАНА ГЕННАДЬЕВНА — кандидат педагогических наук, проректор по информатизации и проектной деятельности ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования».
  • УРСОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА — кандидат педагогических наук, зав. каф. ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования». 
  • ВЫЛЕГЖАНИНА ИННА ВИТАЛЬЕВНА — кандидат педагогических наук. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, директор ЧОУ ДО «Центр Информационных Технологий в Обучении «Познание».
  • ШИЛИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат исторических наук, победитель конкурса «iУчитель» — 2018.

Ресурсы проекта

Сайт проекта

Публикации о проекте: 1, 2.

Проведение Всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа — 2019

Государственный контракт № 02.244.11.0003 от 27.09.2019

Государственный заказчик:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Результаты проекта

Проведен заочный этап всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

Проведён финал всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

В результате выполнения работ Государственного контракта были выявлены наиболее интересные исследовательские работы выпускников исторических факультетов, связанные с историческим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

Результаты проекта свидетельствуют о наличии стойкого интереса к истории России и судьбам россиян. 

Анализ конкурсных работ позволил определить наиболее актуальные направления исследований исторического прошлого России, прежде всего, это исследования биографий россиян, внёсших значительный вклад в историю страны и мира; вопросы военной истории, а также, анализ исторических событий и их влияния на судьбы россиян.

Руководитель проекта

Сергей Буланов

Информация о проекте: 1,  2

 

 

Организация и проведение Всероссийского конкурса юных поэтов и писателей «Илһам» («Вдохновение») — 2019

Государственный контракт2019.5047 от 11.02.2019

Государственный заказчик:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Результаты проекта

Осуществлен прием творческих работ, направленных для участия во всероссийском конкурсе юных поэтов и писателей «Илһам» («Вдохновение»).

Произведена оценка и проведен отбор конкурсных работ по номинациям.

Конкурс проведен по следующим номинациям:

– юный поэт (в каждой возрастной категории);

– юный прозаик (в каждой возрастной категории);

– юный драматург (8-9, 10-11 классы);

– юный журналист (в каждой возрастной категории).

Произведения, направленные на Конкурс, рассмотрены в трех возрастных категориях:

– 5 — 7 классы;

– 8 — 9 классы;

– 10-11 классы.

Осуществлено ведение документации протокольной части заочного тура.

По итогам сформирован список участников на зональный тур Конкурса.

Зональный тур проведен в городах: Чистополь, Арск, Набережные Челны, Альметьевск, Казань. Проведён финал конкурса в Казани.

 

Руководитель проекта:

Карпович Игорь

Информация о проекте: 1.

Реализация комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков из числа языков народов России, включая русский в качестве государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, включая русский, выработке комплекса мер по их поддержке и развитию, разработке эффективных механизмов реализации государственной языковой политики — 2019

Государственный контракт03.S14.11.0032 от 25.10.2019

Государственный заказчик:

Министерство просвещения Российской Федерации

Результаты проекта

Результатом проекта стали коллекция апробированных и внедрённых методических кейсов по русскому языку и языкам народов России в контексте межкультурной коммуникации, разработанных коллективами учёных и практиков, а также серия просветительских мероприятий – лекций и круглых столов, проведённых во всех федеральных округах и посвященных вопросам современного состояния и перспективных исследований языка и методике обучения русскому языку и языкам народов России в условиях многоязычия.

Все материалы, созданные в рамках проекта размещены в открытом доступе, это — видеозаписи лекций, в том числе: «Семейные тайны русского языка: русский язык и его ближайшие родственники», «Жалобы на русский язык как синдром дефицита межкультурной компетенции», «На каких языках мы говорим, когда говорим по-русски», «Социолингвистическая адаптация в условиях поликультурной среды». Размещены в открытом доступе методические кейсы, в том числе,

Материалы проекта нашли живой отклик в учительской среде, создали условия для развития представлений о языке как развивающейся системе, современных процессах развития языка, многоязычии.

Руководитель проекта

Сергей Буланов

Ключевые эксперты проекта

  • Сомин Антон Александрович, научный сотрудник лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик Школы филологии НИУ ВШЭ, преподаватель Школы филологии НИУ ВШЭ, научный сотрудник  лаборатории социолингвистики Института лингвистики РГГУ
  • Фуфаева Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, научный сотрудник лаборатории социолингвистики Российского государственного гуманитарного университета
  • Селезнёва Лариса Васильевна, доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Российского государственного социального университета и Международномго университета в Москве
  • Шаронов Игорь Алексеевич, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка Российского государственного гуманитарного университета
  • Зеленина Тамара Ивановна, доктор филологических наук, профессор Института языка и литературы УдГУ, директор НОЦ «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве», научный руководитель международной лаборатории с распределенным участием «Многоязычие и межкультурная коммуникация»,  директор МИП ООО «Научно-методическое объединение «Иж-Логос», автор Детской школы раннего языкового развития «Иж-Логос Лингва»
  • Брагина Наталья Георгиевна, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина»

 

Ресурсы проекта

Ирина Фуфаева: «Жалобы на русский язык как синдром дефицита межкультурной компетенции»

Ирина Фуфаева: «На каких языках мы говорим, когда говорим по русски»

Ирина Фуфаева: «Золотарица, циклистка и лайфхакерша. Русский феминитив путь сквозь столетия»

Антон Сомин: «Русский язык — или русские языки?»

Антон Сомин: «Семейные тайны: русский язык и его родственники»

Наталья Брагина: «Межкультурная коммуникация в вопросах и ответах»

Сергей Буланов: «Как научить получать удовольствие от русского языка»

Сергей Буланов: «Как научить получать удовольствие от русского языка»

Сергей Буланов: «Социолингвистическая адаптация в условиях поликультурной среды»

Лариса Селезнёва: «Письменная и устная коммуникация: деловая и «по делу»

Лариса Селезнёва: «Деловая коммуникация»

Лариса Селезнёва: «Словесная фейкономика: способы речевого убеждения и манипуляции»

Лариса Селезнёва: «Обзор исследований современного русского языка, его трансформации под влиянием интернета»

Лариса Селезнёва: «Коммуникативные качества «хорошей речи»: формируем свой речевой портрет»

Игорь Шаронов: «Мода на неизменяемость имен в русском языке «

Тамара Зеленина: «Полиглот – миф или реальность российского образования? «

Екатерина Кудрявцева: «Современное состояние исследований по естественному би- и полилингвизму»

Екатерина Кудрявцева: «Современное состояние исследований естественного би- и полилингвизма»

Публикации о проекте: 1.

Анализ состояния учебной, учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России — 2019

Государственный контракт03.D34.11.0038  от 11.11.2019

Государственный заказчик:

Министерство просвещения Российской Федерации

Результаты проекта

В результате проведенной работы был создан реестр, состоящий из  4389 названий книг и брошюр, изданных на языках народов России в 2017-2019 годах, а также 1904 средств массовой информации на языках народов России, зарегистрированных в Роскомнадзоре.

В реестре содержится информация за 2017-2019гг  об изданных книгах и брошюрах на 75 языках народов России.

Языками-лидерами по количеству  изданий за период 2017-2019 годы стали:

татарский язык — 1019 изданий за период;

башкирский язык – 631 издание;

якутский язык – 491 издание.

В данном исследовании книги и брошюры были условно разделены на 3 вида изданий по целевому назначению: учебная и учебно-методическая, художественная и научная литература.

Лидером книгоиздания на языках народов России за исследуемый период 2017-2019 годов стала художественная литература, в нее условно включены: литература для взрослых, издания для детей и юношества, а также литературно-художественные издания.

Второе место по видам изданий по целевому назначению в реестре литературы на языках народов России занимает учебная и учебно-методическая литература. Общее число выпущенных книг и брошюр в сегменте учебная и учебно-методическая литература за период 2017-2019 годов — 1745 наименований, их доля в общем количестве изданной литературы  на языках народов России за указанный период составила 40 %.

В сегменте учебной и учебно-методической литературы на языках народов России основную долю составили учебники, учебные пособия, методические пособия и иные наименования литературы для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Анализ распределения выпуска книг и брошюр на языках народов России по целевому назначению за период 2017-2019 гг. показал, что третье место  на рынке книгоиздания на языках народов России занимает научной литература.

Лидерами по количеству изданий научной литературы стали:  татарский язык (57 изданий), башкирский язык (45 изданий), казахский язык (46 изданий).

Средства массовой информации выходили, на момент исследования, на 62 языках народов России (кроме русского): на 35 государственных языках Российской Федерации, 14 официальных языках, 13 языках малых народностей России.

Топ-7 языков-лидеров (кроме русского), на которых зарегистрировано на момент исследования наибольшее количество средств массовой  информации на языках народов России представляют: татарский язык (42,9%), башкирский язык (11,9%), якутский язык (6,6%), чеченский язык  (4%), удмурдский язык (4,1%), аварский язык (3,9%).

Результаты данного исследования свидетельствуют о системности государственной языковой политики, обеспечивают информационную основу для формирования управленческих решений. Реестр учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России (кроме русского языка) за 2017-2019 гг. может быть использован в процессе реализации государственных программно-целевых направлений работы, а также проектной деятельности.

Руководитель проекта

Сергей Буланов

Ресурсы проекта

Реестр учебной, учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России

Организация и проведение исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи у обучающихся по общеобразовательным программам» — 2019

Государственный контракт03.S14.11.0046 от 11.11.2019

Государственный заказчик:

Министерство просвещения Российской Федерации

Результаты проекта

Результаты проекта «Региональные особенности русской речи» имеют высокую научную ценность. Участниками проекта записано около 3000 тысяч региональных слов, входящих в различные региональные варианты русского языка. Фактически благодаря проекту можно узнать много нового о современной живой лексике целого ряда региональных вариантов русского языка.

Ещё выдающийся русский лингвист 19 века И.И.Срезневский призывал «изучать русский язык в географической проекции». За небольшой проектный срок, силами школьников, даже не начавших получать филологическое образование, в этом направлении сделан очередной, причем достаточно крупный шаг.

Записанная лексика включает:

  • —  местные неологизмы – новые образования, например, филка «пятьсот рублей, от фиолетовый» (Тольятти), лимониться «делать медленно» (Петрозаводск), малебуйка «жевательная резинка» (Саратовская обл.), грантовод  «водитель машины Лада Гранта» (Тольятти);
  • — слова, развившие новое значение: курмыши «захолустье» (Самара, Тольятти), ваучер «использованная пластиковая бутылка» (Тольятти), фильдеперсовый «красивый» (Саратовская обл.);
  • — весьма богато представленное в современной городской речи диалектное наследие: процведать «пробовать» (Самарская обл.),  гомонок «кошелек» (Кировская, Самарская обл., Алтайский край, Красноярск),  воспелегивать «воспитывать» (Псковская область), шошь «сброд» (Котельнич Кировской обл.) и пр.;
  • — слова, являющиеся в современном русском языке архаизмами или полностью забытые: батог «палка», буди «может быть», солодкие «сладкие», губы, губница «грибы, грибной суп»;
  • — топонимы, представляющие собой новые неформальные образования, называющие различные городские районы, площади и пр.

Большую ценность имеют живые, актуальные контексты, сопровождающие записи лексики.

Собранная лексика может быть использована в научной работе по различным направлениям лингвистики. Она может демонстрировать современные тенденции словообразования, в частности, образования топонимов, проливать свет на этимологию того или иного слова современного русского языка, и, разумеется, эта работа вносит большой вклад в раздел лингвистики, изучающий региональную вариативность русского языка. 

 

Руководитель проекта

Сергей Буланов

Ключевые персоны проекта

  • Фуфаева Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, научный сотрудник лаборатории социолингвистики Российского государственного гуманитарного университета
  • Сухорукова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой БИ СГУ
  • Гребёнкин Иван Алексеевич, заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия № 42» Барнаула
  • Сидорова Татьяна Владимировна, учитель МБУ «Школа № 88» городского округа Тольятти
  • Остапенко Марина Владимировна, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель МБОУ «МПЛ №8» г. Псков.
  • Вылегжанина Инна Витальевна, кандидат педагогических наук, директор образовательного центра “Познание”, г. Киров
  • Путинцева Людмила Валерьевна, директор МБУ ИМЦ “Развитие” г. Находка
  • Матюшкин Александр Васильевич, кандидат филологических наук
  • Бабинчук Наталья Владимировна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийск

Ресурсы проекта

Коллективная географическая карта региональных особенностей русской речи

Видеозапись установочного семинара: 1, 2.

Видеозапись воркшопа для участников проекта в Кирове

Видеозапись обсуждения результатов исследований командами — лидерами проекта

Презентация результатов работы команд — лидеров проекта «Региональные особенности русской речи»

Презентации региональных слов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.

Публикации о проекте: 1.

Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…» — 2018

Заказчик:

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Краткое описание выполненных работ (оказанных услуг):

В 2016-2018 годах в играх приняли участие более 4 000 учащихся из 72 субъектов Российской Федерации, очные квесты проведены в 45 регионах.
Участниками проекта созданы:

  • — Коллективная онлайн-карта ключевых объектов тыла времён Великой Отечественной войны, созданная на основе краеведческих исследований участников.
  • — Более 100 виртуальных экскурсий по географическим объектам коллективной онлайн-карты.
  • — Сетевое сообщество студентов и школьников, увлеченных изучением и картографированием событий Великой Отечественной войны.
  • — Коллективная онлайн-карта Приэльбрусья, составленная участниками команды-победителя межрегиональных топографических игр «По тылам фронтов…» в 2018 году.


Важнейшим результатом проекта являются рефлексивные оценки участниками проекта гражданского подвига тружеников тыла времён Великой Отечественной войны, полученные в ходе работы над содержанием коллективной онлайн-карты, презентацией объектов в формате виртуальных экскурсий, знакомства с работой других команд проекта.
Участники очных игр отмечают ценность развития актуальных компетенций, формируемых в рамках образовательных квестов – компетенций, связанных с работой в команде, ориентированием в информационных потоках, цифровыми компетенциями (работа с мобильными гаджетами и приложениями, в том числе, ориентирование в пространстве, определение географических координат, дешифровка кодов).

Сайт проекта: https://centersot.ru/igra/

Руководитель проекта

Сергей Буланов

Ключевые персоны проекта

Сухорукова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой БИ СГУ

Гребенкин Иван Алексеевич, заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия № 42» Барнаула

Остапенко Марина Владимировна, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель МБОУ «МПЛ №8» г. Псков.

Вылегжанина Инна Витальевна, кандидат педагогических наук, директор образовательного центра “Познание”, г. Киров

Путинцева Людмила Валерьевна, директор МБУ ИМЦ “Развитие” г. Находка

Матюшкин Александр Васильевич, кандидат филологических наук

Бабинчук Наталья Владимировна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийск

Щербаков Юрий Павлович, директор Иваново-Эсинской школы Ковровского района Владимирской области