previous arrow
next arrow
Slider
Монголия

Программа повышения квалификации для учителей и преподавателей русского языка как иностранного образовательных организаций Монголии

Методика преподавания русского языка как иностранного в Монголии в теоретическом и практическом планах разработана, тем не менее, развитие педагогической науки в целом, методики обучения русскому языку детерминируют потребности в обновлении содержания профессиональной подготовки учителей и преподавателей русского языка как иностранного образовательных организаций г. Улан-Батора, г. Эрдэнэта, Увурхангайского аймака. Среди новых требований к содержанию подготовки учителей и преподавателей русского языка как иностранного в Монголии – развитие коммуникативной и межкультурной компетенции, освоение современных образовательных технологий (прежде всего, дистанционных, проектной деятельности) и новых средств обучения, совершенствование лингвистической компетенции (развитие представлений о новой форме бытования русского языка – языке в интернете, вариативности языка, резонансных в общественном сознании языковых процессах, интернет-словарях и Национальном корпусе русского языка), лингвометодическая компетенция, связанная, прежде всего, с преодолением интерференционных трудностей русского языка для монгольских учащихся.

Современные теории и практики обучения русскому языку как иностранному связаны с ориентацией образовательного процесса на развитие коммуникативной и межкультурной компетенций, на Общеевропейские компетенции владения иностранным языком (CEFR). Общим трендом становится усиление роли коммуникативной составляющей учебного процесса, отказ от избыточной грамматикализации учебных программ. Это достигается за счет переосмысления отбора учебного материала и использования специальных образовательных технологий («тандемы» и пр.).

Новые технологии и средства обучения – не менее важное направление повышения квалификации учителей и преподавателей русского языка как иностранного образовательных организаций г. Улан-Батора, г. Эрдэнэта, Увурхангайского аймака. Сегодня успешно функционируют российские и зарубежные образовательные онлайн-проекты по изучению русского языка и российской культуры, работа с которыми в рамках очного обучения обеспечивает пролонгирование образовательного процесса, а также его вариативность. Отдельно следует отметить возможности работы с аутентичными интернет-ресурсами и мобильными приложениями при изучении лингвострановедения России, культурных традиций и объектов культурного наследия – совершения виртуальных экскурсий, знакомства с цифровыми копиями экспонатов российских музеев, аудиокнигами и пр.

В современном российском обществе происходящие языковые изменения стали более наглядными. Это следствие развития социального интернета – в Сети появились колоссальные массивы устной и письменной речи, позволяющие увидеть происходящие изменения даже без специальной подготовки. Для изучающих русский язык особую привлекательность представляют новые речевые конструкции, фразеологические единицы, формирующиеся на наших глазах правила интернет-общения на русском языке. Важным элементом повышения квалификации учителей и преподавателей русского языка как иностранного становится освоение приемов использования интернет-словарей и корпусов русского языка, прежде всего, Национального корпуса русского языка.

Особое значение имеет совершенствование лингвометодических умений учителей и преподавателей русского языка как иностранного в Монголии. Речь идет, прежде всего, об аналитических умениях, предполагающих осмысление строения и значений форм и конструкций, их сопоставление с монгольскими эквивалентами; умение вычленить форму с ее конструктивным и семантически значимым окружением, объяснить строение, значение, употребление той или иной формы или предложно-падежной конструкции, в том числе и ее отличия от соответствующей формы или конструкции монгольского языка; заметить ошибку в построении или употреблении формы или конструкции, объяснить, в чем заключается ошибка, и исправить ее.

По своей морфологической структуре русский язык относится к флективным языкам, а монгольский язык – к агглютинативным языкам: им присуще наращивание к основе слова словоизменительных аффиксов, с помощью каждого из которых передается в большинстве случаев только одно грамматическое значение. В русском языке шесть падежей, в монгольском восемь. Падежные формы в русском языке образуются с помощью изменения окончаний, в образовании предложно-падежных конструкций участвуют предлоги, которых нет в монгольском языке. В лингвистическом опыте изучающих русский язык в Монголии отсутствует понятие рода имен существительных, но имеется понятие об одушевленных и неодушевленных существительных, хотя и отличное от соответствующего понятия русского языка; есть понятие о падеже имен существительных, но наряду с этим в их опыте нет учета в склонении имен существительных рода, категории одушевленности/неодушевленности. Вызывает трудность многообразие падежных окончаний в русском языке, не находящее аналогии в монгольском. В монгольском языке нет предлогов, поэтому изучающие русский язык встречаются с большими трудностями при использовании предложно-падежных конструкций, которые в русском языке часто входят в состав многокомпонентных словосочетаний, и их употребление может быть обусловлено грамматически главенствующим словом этого словосочетания. Значения падежных форм и предложно-падежных конструкций в русском и монгольском языках часто не совпадают. Большую трудность для монгольских учащихся составляет различение способов выражения пространственных отношений в статике и в динамике.

Повышение квалификации учителей и преподавателей русского языка как иностранного образовательных организаций г. Улан-Батора, г. Эрдэнэта, Увурхангайского аймака обеспечит достижение более высокого уровня обучения русскому языку как иностранному в регионах проведения проекта, вовлечение учителей, преподавателей и обучающихся в образовательные онлайн-проекты по русскому языку и на русском языке, создаст условия для развития познавательного интереса в области русского языка, профессиональных педагогических компетенций.

Программа рассчитана на 36 академических часов в гибридном формате, сочетающем очные учебные занятия в объеме 12 академических часов и занятия с использованием дистанционных образовательных технологий в объеме 24 академических часов.

 

Цель реализации программы

Совершенствование профессиональных компетенций учителей и преподавателей русского языка как иностранного образовательных организаций г. Улан-Батора, г. Эрдэнэта, Увурхангайского аймака.

Данная программа повышения квалификации направлена на совершенствование профессиональных компетенций целевой аудитории: межкультурной, коммуникативной, лингвометодической, лингвистической, компетенций в сфере применения современных образовательных технологий и содержания образования, связанного с лингвострановедением России, изучением культуры и традиций России, возможностей образования на русском языке.

 

Планируемые результаты обучения

  • Совершенствование лингвистической компетентности целевой аудитории проекта в части понимания современных процессов, происходящих в русском языке, тенденций изменений в языке и их обусловленности с точки зрения лингвистики.
  • Совершенствование лингвометодической компетентности целевой аудитории проекта в части применения современных методик, обеспечивающих повышение качества обучения русскому языку как иностранному (РКИ).
  • Совершенствование технологической компетентности целевой аудитории проекта в части применения современных образовательных технологий в процессе обучения РКИ.
  • Совершенствование межкультурной и коммуникативной компетентностей целевой аудитории, подготовка целевой аудитории к решению профессиональных задач, связанных с развитием межкультурной и коммуникативной компетентностей в процессе изучения РКИ.
  • Актуализация опыта преподавания лингвострановедческого содержания курсов РКИ на основе работы с аутентичными российскими образовательными онлайн-ресурсами.
  • Развитие представлений о возможностях изучения русского образования и получения образования на русском языке в онлайн-среде.

 

Форма обучения

очно-заочная

Срок освоения программы

36 академических часов, в том числе, 12 часов – очно, 24 часа с применением дистанционных образовательных технологий.

Программа представляет собой совокупность вариативных элементов (общий объем программы 72 академических часа). Отбор вариативных элементов программы осуществляется для каждой учебной группы, он должен учитывать профессиональные запросы и профессиональные дефициты целевой аудитории, необходимость присутствия каждого учебного модуля в программе и соотношение очной части (12 часов) и части с использованием дистанционных образовательных технологий (24 часа).

Программа обучения

Канал для коммуникации

Учебные материалы

Лингвистический учебный модуль

Лекция «Лексика современного русского языка»

Очная лекция доктора филологических наук Валерия Анатольевича Ефремова.

 

 

Лекция доктора филологических наук Валерия Анатольевича Ефремова «Просторечие».

Давление просторечия на русский язык — одна из серьезнейших культурно-речевых проблем сегодня. В лекции освещены следующие вопросы: история просторечия, его лингвистическая и экстралингвистическая природа, проявление просторечия на всех уровнях языка (особенно — на лексическом) и в коммуникации, связь просторечия с литературным языком и субстандартом. Одновременно будут охарактеризованы и ситуации уместности, и ценность просторечия для языка в целом.

 

Лекция доктора филологических наук Валерия Анатольевича Ефремова «Сленг».

Современный русский язык переживает так называемую четвертую волну вульгаризации. Влияние субстандартной лексики на язык колоссально. Лекция состоит из общетеоретического блока (проблема разграничения арго, жаргона, сленга и иных форм субстандарта) и блока о сленге как таковом. Во второй части затрагиваются следующие вопросы: лингвистическая и экстралингвистическая природа сленга, связь сленга с другими субстандартными стратами, специфика лексикографирования субстандарта и словари сленга, его культурно-речевая оценка.

 

Лекция доктора филологических наук Валерия Анатольевича Ефремова «Заимствования в русском языке».

Современный русский язык в очередной раз переживает волну бурных заимствований. Лекция состоит из двух блоков: теоретический (природа иноязычных заимствований, этапы адаптации чужого слова, способы заимствований) и практически ориентированный (маркеры заимствований, причины “американизации” русского языка, мотивированные и немотивированные заимствования).

 

Лекция «Язык в интернете и язык интернета»

Очная лекция доктора филологических наук Валерия Анатольевича Ефремова.

 

Лекция доктора филологических наук Валерия Анатольевича Ефремова «Изменения в русской речи под влиянием интернета».

Интернет и интернет-коммуникация, безусловно, оказывают серьезное влияние на современный язык. В ходе лекции будут затронуты следующие микротемы: ситуация новой вторичной устности, экстралингвистические факторы интернет-коммуникации, текстинг как гибридная (устно-письменная) форма существования языка, лексика русского языка и интернет-жаргон(ы), пунктуация текстинга и др. Отдельного разговора заслуживают интернет-мемы и язык эмодзи.

 

https://youtu.be/HRXKjVi7krI

Лекция «Корпусная лингвистика».

Лектор: Пиперски Александр Чедович, кандидат филологических наук, автор книги «Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского».

Одним из важнейших инструментов современной лингвистики являются языковые корпуса — большие оцифрованные собрания текстов, с помощью которых можно исследовать разные особенности языкового употребления. Современный русский язык представлен множеством легко доступных корпусов, которые позволяют узнать много интересных вещей о том, как реально функционирует язык, как он меняется и чем отличается от предписаний, которые мы находим в словарях и грамматиках.

  1. Методы лингвистического исследования: интроспекция, эксперимент, наблюдение над реальностью — в свете противопоставления языка и речи.
  2. Лингвистические корпуса как инструмент наблюдения над речевой реальностью.
  3. История создания лингвистических корпусов русского языка.
  4. Обзор основных существующих корпусов русского языка: Национальный корпус русского языка, ruTenTen, Araneum Russicum, Генеральный интернет-корпус русского языка и др.
  5. Уровни разметки корпусов
  6. Стандарты морфологической разметки для русского языка. Снятие омонимии.
  7. Подсчёт частотности по корпусам. Частотные словари. Закон Ципфа.
  8. Проблемы разработки интернет-корпусов
  9. Примеры исследований современного русского языка на материале корпуса Araneum Russicum Maximum.
  10. Примеры исследований региональной вариативности русского языка на материале Генерального интернет-корпуса русского языка.

 

Лекция «Национальный корпус русского языка». Лектор: Пиперски Александр Чедович, кандидат филологических наук, автор книги «Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского».

Национальный корпус русского языка — самый известный и удобный для использования среди существующих корпусных ресурсов для русского языка. Этот корпус содержит в своём составе как основные произведения русской литературы, так и современные тексты. Тексты, входящие в состав НКРЯ, относятся к различным диалектным, хронологическим, жанровым и т. п. разновидностям русского языка, что позволяет изучать русский язык во всём его разнообразии. Лекция направлена на развитие навыков поисковой работы с использованием Национального корпуса русского языка. На лекции будут рассмотрены несколько примеров исследований, которые можно выполнять на материале НКРЯ: в частности, изучим род слова кофе и распределение вариантов ударения у глаголов типа звонИт и звОнит.

 

Лекция «Пиджины, смешанные языки, эритажный русский язык».

Лектор: Сомин Антон Александрович, лингвист.

В обычной жизни языки постепенно развиваются сами по себе, лишь незначительно влияя на своих соседей. Но всё меняется, когда языки попадают в нестандартные ситуации: военные завоевания, торговые контакты без языка-посредника, культурное и экономическое доминирование, миграции – из-за подобной человеческой деятельности некоторые языки сильнейшим образом влияют на другие, изменяя их и заодно себя. На лекции мы обсудим, как это происходит и что в итоге случается с языками, вступившими в опасные связи.

План лекции

  1. Понятие о языковом развитии и языковых контактах.
  2. Контактные изменения. Языковые союзы, субстрат и суперстрат.
  3. Пиджины и креольские языки. Пиджины на русской основе (кяхтинский пиджин, говорка, руссенорск и другие).
  4. Смешанные языки. Трасянка и суржик. Медновский алеутский язык.
  5. Языки мигрантов. Унаследованный (эритажный) русский.

 

https://youtu.be/VilLPBSFiOk

Лекция «Ударение в русском языке». Лектор: Пиперски Александр Чедович, кандидат филологических наук, автор книги «Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского».

Всем известно, что в русском языке есть слова, в которых важно не ошибиться в ударении: например, надо говорить «ку́хонный», а не «кухо́нный». Но гораздо интереснее, что таких спорных случаев ничтожно мало, а в большинстве слов мы все ставим ударение одинаково, причём делаем это неосознанно и порой по очень сложным моделям. Например, вы едва ли задумывались о том, что: 1) в единственном числе слова «зуб» ударение падает на корень («зу́ба», «зу́бу», …), а во множественном числе — на окончание («зубо́в», «зуба́м», …), но только не в форме «зу́бы», где ударение опять на корне; 2) у многих двусложных существительных среднего рода ударение противопоставляет единственное число множественному: у слова «число́» ударение в единственном числе на окончании, а во множественном — на корне («чи́сла»), а у слова «сло́во» наоборот («слова́»). А ведь мы все говорим именно так, хотя на уроках русского языка ударению в формах слов «зуб», «число» и «слово» не учат! На лекции мы поговорим о том, как экономно описать ударение в разных формах русских слов, откуда произошла такая сложная система ударения, которую мы находим в русском языке сегодня, и как устроено ударение в других языках мира.

  1. Русское ударение в свете нормативных предписаний. Орфоэпический словник ЕГЭ и орфоэпические словари.
  2. Описание русского ударения в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка.
  3. Морфологическая модель древнерусского ударения.
  4. Основные механизмы изменения русского ударения и возникновения акцентной вариантивности: парадигматика и синтагматика.
  5. Системы ударения в языках мира: краткий обзор.
  6. Русское ударение на фоне ударения в других языках.

 

Лекция «Фразеологические средства русского языка».

Лектор: Шаронов Игорь Алексеевич, доктор филологических наук.

Фразеология – одна из самых образных языковых подсистем, она включает устойчивые и потому воспроизводимые в речи сочетания, значительная часть которых связана с различными реалиями народного быта, фактами истории, народными верованиями, обычаями, обрядами. Фразеологизмы – это ценные лингвистические феномены, которые отличаются яркой выразительностью, образностью и эмоциональностью. Такие лингвистические единицы вызывают интерес и являются поводом для многочисленных исследований. На лекции мы рассмотрим основные причины, по которым сочетания слов становятся устойчивыми, их классификацию и подклассы. Особенности каждого подкласса фразеологических единиц рассмотрим на ярких иллюстративных примерах.

 

Лекция «Словообразование в русском языке».

Лектор: Фуфаева Ирина Владимировна, кандидат филологических наук.

Актуальность темы обусловлена тем, что словообразование – один из самых трудных разделов в курсе школьного русского языка, но, тем не менее, один из важнейших в формировании языкового чутья и осознания слова, как сложного целого; осознание структуры слова и связей между лексическим значением слова и его морфемным составом позволяет глубже понять само значение слова и точнее употреблять слово в речи. Раздел словообразования формирует навыки и умения, которые во многом определяют качество усвоения школьниками литературных норм языка в разных его областях. Актуальность темы обусловлена также возможностью использовать словообразование в формировании навыка исследовательской деятельности, навыка самостоятельного анализа и изучения истории, происхождения и способа образования слов русского языка.

Тематический план:

  1. Словообразование, как один из основных способов пополнения словарного состава языка. Историческое словообразование, способы и методы изучения образования слова (истории его развития, структуры, словообразовательных связей за время жизни слова в языке). Историческое словообразование и его связи с этимологией.
  2. Словообразовательные морфемы: их значение, место и роль в словообразовательной системе языка, связи с грамматической и лексической системами языка.
  3. Развитие словообразовательной системы русского языка. Продуктивные и непродуктивные типы и модели образования слов (на материале русского языка). Устаревшие словообразовательные модели. Какие правила, способы и схемы образования новых слов использовались в разные эпохи развития языка (на материале русского языка).
  4. Явление словообразовательной синонимии, антонимии и омонимии, и их взаимодействие в ходе исторического развития языка.
  5. От чего зависит продуктивность и активность конкретного способа словообразования.
  6. Старые и новые словообразовательные модели в современной русской речи (на материале русского языка).

 

Лекция «Русская фонетика в развитии»

Очная лекция, лектор: Исаев Игорь Игоревич, кандидат филологических наук

 

Лекция: «Литературный вариант и региолекты»

Очная лекция, лектор: Исаев Игорь Игоревич, кандидат филологических наук

 

Лингвометодический учебный модуль

Лекция «Интенсивный курс РКИ: задачи и особенности»

Очная лекция кандидата филологических наук Натальи Степановны Новиковой.

 

Лекция «Виды глагола в РКИ»

Очная лекция кандидата филологических наук Натальи Степановны Новиковой.

 

Лекция «Глаголы движения в РКИ»

Очная лекция кандидата филологических наук Натальи Степановны Новиковой.

 

Лекция «Предложно-падежная система в РКИ: особенности представления и отработки»

Очная лекция кандидата филологических наук Натальи Степановны Новиковой.

 

Лекция «Проблемные вопросы преподавания РКИ: ценностно-ортентированный подход к преподаванию РКИ»

Очная лекция кандидата психологических наук Ольги Сергеевны Ноженкиной

 

Современные образовательные технологии в обучении русскому языку как иностранному

Лекция «Применение технологии глобальной симуляции в преподавании РКИ»

Очная лекция кандидата психологических наук Ольги Сергеевны Ноженкиной

 

Семинар «Интернет-технологии в очном обучении РКИ»

Очный семинар кандидата педагогических наук Сергея Владимировича Буланова

 

Семинар «Технологии учебной работы с текстом на занятиях РКИ»

Очный семинар кандидата педагогических наук Сергея Владимировича Буланова

 

Развитие межкультурной и коммуникативной компетенции в процессе изучения русского языка как иностранного

Лекция «Языки и межкультурная коммуникация»

 

https://youtu.be/nACCbYwgy8g

Лекция «Языки и межкультурная коммуникация. Часть 1». Брагина Наталья Георгиевна, д.филол.н., профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» В мире тысячи языков — точное количество неизвестно, но по оценкам — от 6 до 7 тысяч. Есть такие, на которых говорят миллиарды человек, например, английский или испанский. А есть и такие, на которых говорит только небольшая горстка людей. Почти невозможно выделить всего несколько самых интересных языков, ведь каждый из них уникален по-своему. У редких, исчезающих языков немало экзотических особенностей. Например, койсанский язык – на нем общаются три тысячи намибийцев и ботсванцев, он очень труднопроизносимый, в нем насчитывают по разным данным от 58 до 122 согласных, 43 из которых произносятся с прищелкиванием, на нем больше щебечут, чем разговаривают. На арчинском языке разговаривают жители села Арчи в Дагестане, арчинский язык имеет сложнейшую систему с большим количеством правил и исключений, 26 гласный и 70 согласных, около 40 падежей, 30 спряжений, 10 наклонений, более полутора миллионов возможных глагольных форм и другие изысканные черты. Посоревноваться в сложности с арчинским может разве только язык туюка, имеющий 140 родов имен существительных. Разговаривает на нем этническая группа (не более 1000 человек), проживающая в Амазонских джунглях. А вот кууку йимитирр, племя австралийских аборигенов, не имеет в языке понятий «право» и «лево». Кууку йимитирр не используют компас. Способность ориентироваться по географическим координатам развивается с детства до мгновенной реакции: «Осторожно! Большой муравей к югу от твоей ноги!» При этом они не сверяются с солнцем или местностью: кажется, компас внутри этих людей. Учёные-филологи, изучавшие язык кууку йимитирр, ходили с ними в долгие походы по петляющим дорогам и непролазным тёмным чащам; в любой точке они, не задумываясь, называли стороны света. Учёные долго бились над загадкой языка кууку йимитирр. Победу одержала психолингвистика – наука о связи языка и мышления. Маленькие дети впитывают мир через слова, принимая эти слова как должное. Мы с юного возраста слышим вперёд, направо и привыкаем отсчитывать пространство от самих себя. Малыши кууку йимитирр слышат: «игрушка к северу от тебя», «мама ушла к западу от моря». И детское сознание развивает чуткость к географическим координатам, чтобы общаться с соплеменниками. На лекции мы поговорим о том, над какими вопросом заставили задуматься лингвистов экзотические языки мира? О связях языка и мышления, о том, влияет ли язык на мышление? Может ли человек мыслить без помощи языка? Контролирует ли наш язык наши мысли? О рождении науки психолингвистике и многих других интересных вещах.

Лекция «Языки и межкультурная коммуникация. Часть 2». Брагина Наталья Георгиевна, д.филол.н., профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» Развитие идеи о существовании связи между языком, мышлением и культурой привело к появлению новых понятий, которые представляют собой лингвистические, психические, логические и философские модели объективного мира: картина мира, концептуальная картина мира, языковая картина мира, фразеологическая картина мира, образ мира, модель мира и др. Великий немецкий учёный Вильгельм фон Гумбольдт почти двести лет назад писал: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка».

 

Лекция «Межкультурное образование средствами русского языка как иностранного»

Лекция доктора педагогических наук Анатолия Леонидовича Бердичевского.

 

Семинар «Деловое общение как форма межкультурной коммуникации»

Очный семинар кандидата психологических наук Ольги Сергеевны Ноженкиной

 

https://youtu.be/_Eej2gFd8Qs

Лекция «Официально-деловой стиль в русском языке: традиции и современность»

Лектор: Селезнёва Лариса Васильевна, доктор филологических наук.

Официально-деловой стиль неуклонно расширяет границы своего функционирования и предъявляет к деловым текстам жесткие требования предельной точности, однозначности выражений, исключающей всяческие инотолкования, логичности, аргументированности изложения, непротиворечивости, последовательности и лаконичности. Система деловой коммуникации в настоящее время становится все более сложной: в ней появляются новые сферы, каждая из которых характеризуется определенным набором жанров.

 

Лингвострановедение России, культура и традиции России, образование на русском языке

 

Семинар «Лингвострановедение онлайн: изучение географии, истории, культуры и традиций России на основе практической работы с аутентичными онлайн-ресурсами»

Очный семинар кандидата педагогических наук Сергея Владимировича Буланова

 

Семинар «Изучение русского языка и российской культуры онлайн. Обзор образовательных интернет-ресурсов по русскому языку и образованию на русском языке»

Очный семинар кандидата педагогических наук Сергея Владимировича Буланова

 

Центры открытого образования как форма обучения русскому языку. Опыт реализации проекта «О Байкале на русском».

Очная лекция филолога Ирины Павловны Цыреновой

Фестиваль камерных оркестров мира

В мае 2022 года камерный ансамбль «Солисты Москвы» (художественный руководитель, дирижер и солист Юрий Башмет) будет праздновать свое 30-летие.

По случаю юбилея коллектива в мае 2022 года впервые запланировано проведение уникального Фестиваля камерных оркестров мира, в котором с камерным ансамблем «Солисты Москвы» будут принимать участие ведущие зарубежные камерные оркестры.

Всего запланировано проведение 5 концертов в рамках фестиваля, в том числе, главного юбилейного концерта, который пройдет 19 мая в Большом зале Московской государственной консерватории, где оркестр сыграл свой самый первый концерт в 1992

году. Кроме этого, концерты фестиваля пройдут в Концертном зале им. П.И. Чайковского

и Концертном зале «Зарядье».

Камерный ансамбль «Солисты Москвы» был создан Юрием Башметом в 1992 году.

Юрий Башмет собрал коллектив, пригласив талантливую молодежь — выпускников, студентов и аспирантов Московской консерватории. В своем нынешнем статусе «Солисты

Москвы» дебютировали 19 мая 1992 года на сцене Большого зала Московской консерватории, а через день, 21 мая — на сцене Парижского зала «Плейель». «Солисты Москвы» с успехом выступали на самых известных концертных сценах мира: Карнеги-холле в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Сантори-холле в Токио, Барбикан-холле в Лондоне, «Тиволи» в Копенгагене, зале Берлинской филармонии, Музикферайн в Вене, «Академия Санта- Чечилия» в Риме, Сиднейском оперном театре, Большом зале Московской консерватории.

С коллективом выступали Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Марта Аргерич, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Ефим Бронфман, Олег Майзенберг, Максим Венгеров, Вадим Репин, Дмитрий Ситковецкий, Сергей Крылов, Сара Чанг, Кристоф Барати, Шломо Минц, Барбара Хендрикс, Джеймс Галуэй, Линн Хэррел, Марио Брунелло, Рено и Готье Капюсоны, Миша Майский, Борис Андрианов, Александр Бузлов, Томас Квастхофф, Анна Нетребко, Ольга Бородина, Джесси Норман, Игорь Бутман, Фридрих Липс и многие другие прославленные солисты.

В 2008 году ансамбль был удостоен премии Grammy в номинации «Лучшее выступление

в составе малого ансамбля» за запись музыки И.Стравинского С.Прокофьева. Всего «Солисты Москвы» трижды номинировались на Grammy: в 1994 году за диск с записью произведений Д. Шостаковича и И. Брамса, в 2006 г. за диск с записью камерных симфоний Д. Шостаковича, Г. Свиридова и М. Вайнберга, а в 2009 г. — за запись произведений японских и китайских композиторов.

Центр современных образовательных технологий — организатор Фестиваля камерных оркестров мира, посвященного 30-летию камерного ансамбля «Солисты Москвы».  Проект проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Концерты проекта:

18 мая в Концертном зале имени П.И. Чайковского выступит Государственный камерный оркестр Армении, дирижёр Антон Шабуров, фортепиано Сона Барсегян. Подробности и билеты: https://meloman.ru/concert/kzch-2022-05-18/

18 мая в Зарядье выступит Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», дирижёр – Владислав Лаврик. Подробности и билеты: https://zaryadyehall.com/afisha/zaradys/kamernyy-orkestr-solisty-nizhnego-novgoroda/

19 мая в Большом зале консерватории состоится Юбилейный концерт к 30-летию Камерного ансамбля «Солисты Москвы» с участием Юрия Башмета, Камерного ансамбля «Солисты Москвы», Государственного камерного оркестра Армении, Камерного оркестра «Солисты Узбекистана», Новосибирского камерного оркестра, Камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода». Подробности и билеты: https://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=176799

20 мая в Большом зале консерватории выступит Государственный камерный оркестр «Солисты Узбекистана», дирижер Анвар Раимджанов, солисты Элнура Мирзакамалова (фортепиано), Сардор Ибрагимов (виолончель). Подробности и билеты: https://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=176800

20 мая в Зарядье выступит Камерный оркестр Новосибирской филармонии, дирижёр Алексей Уткин, солист Вадим Репин. Подробности и билеты: https://zaryadyehall.com/afisha/zaradys/kamernyy-orkestr-novosibirskoy-filarmonii/

Результаты мониторинга эффективности педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, для которых русский язык является неродным, по формированию путей их языковой адаптации

Предметом мониторинга является эффективность педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, для которых русский язык является неродным, по формированию путей их языковой адаптации как фактора развития и адаптации к социальной среде детей дошкольного возраста, для которых русский язык является неродным, и определение путей решения актуальной проблемы подготовки педагогических работников к способности вести образовательный процесс в условиях полилингвального социума.

Эффективность педагогического сопровождения детей определяется успешностью адаптации воспитанников с русским неродным языком в образовательной среде дошкольной организации, уровнем их языковой адаптации, что напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов в вопросах социолингвистического сопровождения детей дошкольного возраста, для которых русский язык является неродным.

Скачать: Аналитический отчет по результатам мониторинга

Исполнение услуг органам исполнительной власти в 2015-2021 годах

№ 0173100006021000046

Организация и проведение «Форума преподавателей-русистов»/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

 

№ 03.D34.11.0004

Услуги по реализации комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков народов России, а также разработка эффективных механизмов реализации государственной языковой политики/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 03.D34.11.0003

Услуги по организации и проведение всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся в области русского языка “Русская речь”/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 02.2020.244.11.0003

Проведение Всероссийской конференции об итогах реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 02.2020.244.11.0006

Проведение для обучающихся из Северо-Кавказского федерального округа в образовательных организациях высшего образования семинаров, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, а также в целях знакомства с историческими и культурными традициями народов России/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 02.244.11.0006

Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в том числе анализ эффективности реализации программ субъектов Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан и оценка эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 02.244.11.0003

Проведение Всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 03.D34.11.0038

Анализ состояния учебной, учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 06.Z31.11.0022

Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 03.S14.11.0032

Реализация комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков из числа языков народов России, включая русский в качестве государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, включая русский, выработке комплекса мер по их поддержке и развитию, разработке эффективных механизмов реализации государственной языковой политики/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 03.S14.11.0046

Организация и проведение исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи у обучающихся по общеобразовательным программам»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 004/ГК

Оказание услуг по организации и проведению комплексных мероприятий, посвященных Великой Победе/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

 

№ 24-14/19

Организация и проведение комплекса мероприятий по проблемам сохранения электронной информации и реализации «Рекомендаций ЮНЕСКО об обеспечении сохранности и доступности документального наследия, в том числе в цифровой форме»/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ

 

№ 2019.5047

Организация и проведение Всероссийского конкурса юных поэтов и писателей «Илһам» («Вдохновение»)/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

№ 0373100019918000068-0011073-01

Оказание услуг по организации и проведению Всероссийской практической студенческой конференции «Школа ответственного родительства»/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «СТАНКИН»

 

№ 1030-01.1-41/02-18

Оказание услуг по организации и проведению гала-концерта «Голоса наследия» лауреатов Международных конкурсов Елены Образцовой/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 09.770.11.0007

Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 07.D06.11.0021

Проведение Всероссийской акции «День единых действий по информированию детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа «ЗНАНИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЗДОРОВЬЕ»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 09.770.11.0032

Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 09.770.12.0067

Проведение мониторинга деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в том числе анализ эффективности реализации программ субъектов Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан и оценка эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 09.770.13.0075

Организация и проведение открытой всероссийской интернет-конференции по обсуждению итогов реализации мероприятий Минобрнауки России в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в 2016 году/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 07.P56.11.0014

Организация и проведение всероссийской интернет-олимпиады для школьников на знание правил дорожного движения/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 09.770.11.0019

Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 09.770.11.0007

Разработка и издание методических пособий по организации патриотического воспитания в образовательных организациях и субъектах Российской Федерации/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 09.770.13.0111

Проведение всероссийского слета юных туристов в городах-героях и городах, удостоенных звания «Город воинской славы»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 013/ГК

Оказание услуг по подготовке и проведению мероприятий, направленных на продвижение достижений российской культуры в зарубежных странах: кинопоказы, концерты, творческие встречи, лекции с участием деятелей культуры, искусства и талантливой творческой молодежи/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

 

№ 09/15

Оказание услуг по проведению мониторинга реализации основ государственной молодежной политики, анализу результатов и разработке методических рекомендаций по реализации основ государственной молодежной политики Российской Федерации  с учетом региональных аспектов/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

№ 09.770.11.0152

Организация и проведение открытой всероссийской интернет-конференции по обсуждению итогов всероссийского творческого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых, а также иных проектов ведомственной программы Министерства образования и науки Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 08.D06.11.0002

Организационно-методическое обеспечение международного открытого детско-юношеского музыкального интернет-фестиваля, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Мы за мир!»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

№ 09.770.11.0063

Проведение межрегионального конкурса профессионального мастерства среди рабочей молодежи на звание “Лучший по профессии”/ Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации

 

№ 09.770.11.0016

Проведение встречи ветеранов ведущих отраслей экономики с молодыми специалистами по вопросам патриотического воспитания в процессе трудовой деятельности/ Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации

 

№ 09.770.11.0077

Проведение всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа/ Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации

Услуги по организации и проведение всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся в области русского языка “Русская речь”

№ 03.D34.11.0003

Услуги по организации и проведение всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся в области русского языка “Русская речь”/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Организация и проведение «Форума преподавателей-русистов»

№ 0173100006021000046

Организация и проведение «Форума преподавателей-русистов»/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

Услуги по реализации комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков народов России, а также разработка эффективных механизмов реализации государственной языковой политики

№ 03.D34.11.0004

Услуги по реализации комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков народов России, а также разработка эффективных механизмов реализации государственной языковой политики/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проведение Всероссийской конференции об итогах реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

№ 02.2020.244.11.0003

Проведение Всероссийской конференции об итогах реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проведение для обучающихся из Северо-Кавказского федерального округа в образовательных организациях высшего образования семинаров, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, а также в целях знакомства с историческими и культурными традициями народов России

№ 02.2020.244.11.0006

Проведение для обучающихся из Северо-Кавказского федерального округа в образовательных организациях высшего образования семинаров, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, а также в целях знакомства с историческими и культурными традициями народов России/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в том числе анализ эффективности реализации программ субъектов Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан и оценка эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты — 2020

№ 02.244.11.0006

Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в том числе анализ эффективности реализации программ субъектов Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан и оценка эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проведение Всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа — 2020

№ 02.244.11.0003

Проведение Всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализ состояния учебной, учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России

№ 03.D34.11.0038

Анализ состояния учебной, учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЕСТР ЛИТЕРАТУРЫ

Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…»

№ 06.Z31.11.0022

Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реализация комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков из числа языков народов России, включая русский в качестве государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, включая русский, выработке комплекса мер по их поддержке и развитию, разработке эффективных механизмов реализации государственной языковой политики

№ 03.S14.11.0032

Реализация комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков из числа языков народов России, включая русский в качестве государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, включая русский, выработке комплекса мер по их поддержке и развитию, разработке эффективных механизмов реализации государственной языковой политики/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Организация и проведение исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи у обучающихся по общеобразовательным программам»

№ 03.S14.11.0046

Организация и проведение исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи у обучающихся по общеобразовательным программам»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Итоги Форума преподавателей-русистов в Мехико

 8–11 декабря 2021 года в Мехико прошел Форум преподавателей-русистов, объединивший более 130 преподавателей русского языка из Южной и Северной Америки, ученых и литераторов из России, а также международных экспертов-русистов.

Организаторы Форума: Россотрудничество и Центр современных образовательных технологий (Москва).

В Форуме приняли участие авторы самых известных в мире учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному и русскому языку для билингвов — Станислав и Алла Чернышовы, Марианна Авери, Марина Низник, Полина Гельфрейх, Анатолий Бердичевский; ученые из РГГУ, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, РУДН, МГУ; авторы современных методик обучения русскому языку. Специальные гости Форума – детский писатель, переводчик Анастасия Строкина и поэт, писатель, эссеист Дмитрий Воденников.

Участники Форума обсудили современные методики обучения, учебники и учебные пособия по русскому языку как иностранному и русскому языку для билингвов, вариативность русского языка и региональные варианты русского языка диаспор, особенности использования русского языка в официально-деловой сфере, опыт организации онлайн-школ русского языка и просветительских проектов о России, российской культуре, образовании и о русском языке.

Важными итогами работы Форума стали социальные связи, возникшие между участниками из разных регионов, контакты с учеными и практиками, новые компетенции и новые возможности.

Forum_rusistov

Скачать

Итоги всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся в области русского языка «Русская речь»

По итогам оценивания работ экспертами и самими участниками проекта, сформирован список команд – финалистов проекта: команда «Алые паруса» (Саратовская область), команда «Волжане» (Самарская область), команда «Девочки» (Кировская область), команда «Добрая воля» (Кировская область), команда «Знатоки» (Калужская область), команда «Лингвисты» (Пензенская область), команда «Любители русской словесности» (Курганская область), команда «Новое поколение» (Санкт-Петербург), команда «Олимпус» (Саратовская область), команда «Отступление и наступление» (Кировская область), команда «Прометей» (Тамбовская область), команда «Псковитянки» (Псковская область), команда «Псковские исследователи» (Псковская область), команда «Ребятки с Вятки» (Кировская область), команда «Сборка» (Владимирская, Нижегородская области), команда «СМИ (Стараемся Мыслить Интересно)» (Свердловская область), команда «Сто раз первые» (Воронежская область), команда «Сурские топонимисты» (Пензенская область), команда «Ударники» (Кировская область), команда «Умники и умницы» (Пензенская область).

Издан сборник лучших исследовательских проектов (тираж 200 экземпляров). В сборнике представлены 11 научных статей о результатах исследования современных процессов языковых изменений; 6 научных статей с результатами исследований региональных особенностей русской речи; 3 научные статьи об исследованиях названий географических объектов.

По итогам финала выбраны две команды-победители проекта: «Сто раз первые» (Воронежская область) и «Сурские топонимисты» (Пензенская область).

Плейлист выступлений команд на видеоканале проекта.

Материалы Всероссийской конференции «Обучение русскому языку и языкам народов России в условиях поликультурной образовательной среды»
Оказание услуг по организации и проведению комплексных мероприятий, посвященных Великой Победе — 2019

Государственный контракт № 004/ГК от 19.03.2019

Государственный заказчик:

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

Результаты проекта

Автономная некоммерческая организация «Центр современных образовательных технологий» подготовила и провела круглые столы, концерты и выставки, посвященные сохранению исторической памяти о Второй мировой войне в Таджикистане, Румынии, Чехии, Венгрии, Беларуси, Казахстане и Узбекистане.

В Таджикистане проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла и музыкантов творческих коллективов Таджикистана. Концерт прошёл в Российско-Таджикском (Славянском) Университете (РТСУ) для студентов и преподавателей университета, соотечественников и жителей Душанбе.
  • Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» в Российско-Таджикском (Славянском) Университете (РТСУ). Для сотрудников Посольства Российской Федерации в Таджикистане, преподавателей и студентов РТСУ были организованы экскурсии по выставкам. Экскурсии провела Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «‎Дом И.С. Остроухова в Трубниках».
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны. Писательская рота» ‎‎ (ведущая – Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «‎Дом И.С. Остроухова в Трубниках» ‎) в Российско-Таджикском (Славянском) Университете (РТСУ) и «Как сохранить память о Великой Отечественной войне: опыт российских педагогов по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи» (ведущий – Сергей Буланов, к.п.н.) в Российском центре науки и культуры в Душанбе.

В Румынии проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла Евгения Вальца, Елены Моисеевой, Анны Петуховой, Александра Чеботарёва и Льва Успенского. Концерт прошёл в Российском центре науки и культуры в Бухаресте.
  • Выставки «‎Великая отечественная. Летопись войны глазами художников фронтовиков» ‎и «‎Тема Великой отечественной войны в творчестве Бориса Неменского» ‎ в Российском центре науки и культуры в Бухаресте. Были организованы экскурсии по выставкам, проведённые искусствоведом Татьяной Хазовой.
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) в Посольстве Российской Федерации в Румынии и «‎Великая отечественная. Летопись войны глазами художников фронтовиков» ‎ (ведущая – искусствовед Татьяна Хазова) в Российском центре науки и культуры в Бухаресте.

В Чехии проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла Евгения Вальца, Елены Моисеевой, Анны Петуховой, Александра Чеботарёва и Льва Успенского.
  • Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» ‎. Были организованы экскурсии по выставкам, проведённые Александрой Голубевой.
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «‎Писательская рота» ‎ (ведущая – Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «‎Дом И.С. Остроухова в Трубниках»).

В Венгрии проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла и музыкантов творческих коллективов Будапешта.
  • Выставки «Писательская рота» и «‎Великая отечественная. Летопись войны глазами художников фронтовиков» ‎. Были организованы экскурсии по выставкам, проведённые Александрой Голубевой.
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «‎Писательская рота» ‎ (ведущая – Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «‎Дом И.С. Остроухова в Трубниках»).

В Беларуси проведены:

  • Концерт артистов творческого коллектива “Gnessins’ Collegium musicum”. Концерт прошёл в Доме Москвы в Минске.
  • Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» ‎‎ в Российском центре науки и культуры в Минске.
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) в Российском центре науки и культуры в Минске и «‎Освобождение Белоруссии как важный этап Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – Виктор Скрябин, к.ф.н.) в Доме Москвы в Минске.

В Казахстане проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла в Российском центре науки и культуры в Нур-Султане.
  • Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» в Центральной детско-юношеской библиотеке в Нур-Султане.
  • Круглые столы: «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «Как сохранить память о Великой Отечественной войне: опыт российских педагогов по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи» (ведущий – Сергей Буланов, к.п.н.). Круглые столы были проведены в Центральной детско-юношеской библиотеке в Нур-Султане. В работе круглых столов приняли участие казахстанские эксперты, в том числе, искусствовед Раушан Каргабекова и киновед Камила Габдрашитова. Партнёры мероприятий в Казахстане – Российский центр науки и культуры в Нур-Султане и Центральная детско-юношеская библиотека приняли участие в масштабном информировании целевых групп в социальных сетях, за счёт чего была обеспечена качественная выборка участников круглых столов, заинтересованных содержанием рассматриваемых вопросов.

В Узбекистане проведены:

  • Концерт артистов Московского Театра Мюзикла в Республиканском специализированном музыкальном академическом лицее им.В.Успенского.
  • Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» и круглые столы «‎‎Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ‎‎ (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «Как сохранить память о Великой Отечественной войне: опыт российских педагогов по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи» (ведущий – Сергей Буланов, к.п.н.) в Российском центре науки и культуры в Ташкенте. В работе круглых столов приняли участие местные эксперты, в том числе, директор «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» А.В. Маркевич.

Российскими центрами науки и культуры в Будапеште и Ташкенте получены выставочные материалы, которые могут быть использованы для организации постоянных и передвижных выставок.

Руководители проекта

Ключевые персоны проекта

Партнёры проекта

Галерея МастАРТ 

Публикации о проекте: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 

 

 

«Организация и проведение комплекса мероприятий по проблемам сохранения электронной информации и реализации «Рекомендаций ЮНЕСКО об обеспечении сохранности и доступности документального наследия, в том числе в цифровой форме» — 2019

Государственный контракт № 24-14/19 от 19.03.2019

Государственный заказчик:

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Результаты проекта

Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Пскове.

Место проведения: Cпортивно-развлекательный парк «Простория», г. Псков, Иркутский пер. 2, Центр науки и спорта «Без Предела»

Дата и время проведения: 16-17 апреля 2019 г., с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.

Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Ханты-Мансийске.

Место проведения: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Анны Коньковой, 8

Дата и время проведения: 29 и 30 апреля 2019 года, с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.

Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Твери.

Место проведения: Тверская область, г. Тверь. ул. Желябова, 33, Тверской государственный университет, актовый зал (ауд.303)

Дата и время проведения: 17 и 18 июня 2019 года, с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.

Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Москве

Место проведения: г. Москва, Измайловское ш., 71 корпус 3В, конференц-зал «Технология» в Конгресс-Центре отеля Вега Измайлово 4*.

Дата и время проведения: 20 и 21 июня 2019 года, с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.

В период проведения комплекса семинаров Исполнителем организована и проведена выставка книжных изданий по вопросам сохранения электронной информации, формирования медийно-информационной грамотности и по другим гуманитарным проблемам развития информационного общества, выпущенных в 2007-2018 гг. в местах проведения семинаров.

 

Руководители проекта

Ключевые эксперты проекта

  • АНДРЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ —  доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор.
  • ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА МАРИНА ЕФИМОВНА — кандидат педагогических наук, профессор МПГУ.
  • ДРОКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела документоведения ВНИИДАД.
  • ПАПАНОВА НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА — заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности Государственного литературного музея.
  • ЯКУШИНА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА — кандидат педагогических наук. Член правления Ассоциации специалистов медиаобразования http://mim.org.ru/asmo. Выпускающий редактор газеты «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ, администратор проекта Цифровое образование http://digital-edu.ru, администратор портала методической службы издательства http://metodist.lbz.ru/. Выпускающий редактор международного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» http://mic.org.ru.
  • ЯСТРЕБЦЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА — кандидат педагогических наук. Член Правления «Лиги образования», автор образовательных программ по медиаобразованию.
  • ЕВЛАХОВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ — заведующий сектором информационных технологий этнографического музея под открытым небом “Торум Маа” (ХМАО-Югра).
  • КЛИМОВИЧ ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА — Сургутский государственный университет, начальник отдела мониторинга качества образования (ХМАО-Югра). Эксперт федеральных проектов по направлению создания цифровых образовательных ресурсов («Информатизация системы образования»).
  • СУДАКОВА НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА — директор КУ “Государственный архив Югры” (ХМАО-Югра).
  • ХАЗОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА — кандидат экономических наук, директор Московской галереи «МастАРТ», искусствовед, организатор выставочной деятельности в России и за рубежом, руководитель проекта «Ареал культуры».
  • ЛЕОНТЬЕВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА — доктор исторических наук, почетный профессор ТвГУ, заведующая кафедрой отечественной истории, декан исторического факультета Тверского государственного университета.
  • МАТЮШКИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ — кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета, руководитель образовательного направления «Журналистика».
  • БАКАЛОВА СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА — заведующая отделом развития информационных услуг и технологий ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека».
  • ПЕТРОВА ОКСАНА ГЕННАДЬЕВНА — кандидат педагогических наук, проректор по информатизации и проектной деятельности ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования».
  • УРСОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА — кандидат педагогических наук, зав. каф. ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования». 
  • ВЫЛЕГЖАНИНА ИННА ВИТАЛЬЕВНА — кандидат педагогических наук. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, директор ЧОУ ДО «Центр Информационных Технологий в Обучении «Познание».
  • ШИЛИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат исторических наук, победитель конкурса «iУчитель» — 2018.

Ресурсы проекта

Сайт проекта

Публикации о проекте: 1, 2.

Проведение Всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа — 2019

Государственный контракт № 02.244.11.0003 от 27.09.2019

Государственный заказчик:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Результаты проекта

Проведен заочный этап всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

Проведён финал всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

В результате выполнения работ Государственного контракта были выявлены наиболее интересные исследовательские работы выпускников исторических факультетов, связанные с историческим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

Результаты проекта свидетельствуют о наличии стойкого интереса к истории России и судьбам россиян. 

Анализ конкурсных работ позволил определить наиболее актуальные направления исследований исторического прошлого России, прежде всего, это исследования биографий россиян, внёсших значительный вклад в историю страны и мира; вопросы военной истории, а также, анализ исторических событий и их влияния на судьбы россиян.

Руководитель проекта

Сергей Буланов

Информация о проекте: 1,  2

 

 

Организация и проведение Всероссийского конкурса юных поэтов и писателей «Илһам» («Вдохновение») — 2019

Государственный контракт2019.5047 от 11.02.2019

Государственный заказчик:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Результаты проекта

Осуществлен прием творческих работ, направленных для участия во всероссийском конкурсе юных поэтов и писателей «Илһам» («Вдохновение»).

Произведена оценка и проведен отбор конкурсных работ по номинациям.

Конкурс проведен по следующим номинациям:

– юный поэт (в каждой возрастной категории);

– юный прозаик (в каждой возрастной категории);

– юный драматург (8-9, 10-11 классы);

– юный журналист (в каждой возрастной категории).

Произведения, направленные на Конкурс, рассмотрены в трех возрастных категориях:

– 5 — 7 классы;

– 8 — 9 классы;

– 10-11 классы.

Осуществлено ведение документации протокольной части заочного тура.

По итогам сформирован список участников на зональный тур Конкурса.

Зональный тур проведен в городах: Чистополь, Арск, Набережные Челны, Альметьевск, Казань. Проведён финал конкурса в Казани.

 

Руководитель проекта:

Карпович Игорь

Информация о проекте: 1.

Реализация комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков из числа языков народов России, включая русский в качестве государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, включая русский, выработке комплекса мер по их поддержке и развитию, разработке эффективных механизмов реализации государственной языковой политики — 2019

Государственный контракт03.S14.11.0032 от 25.10.2019

Государственный заказчик:

Министерство просвещения Российской Федерации

Результаты проекта

Результатом проекта стали коллекция апробированных и внедрённых методических кейсов по русскому языку и языкам народов России в контексте межкультурной коммуникации, разработанных коллективами учёных и практиков, а также серия просветительских мероприятий – лекций и круглых столов, проведённых во всех федеральных округах и посвященных вопросам современного состояния и перспективных исследований языка и методике обучения русскому языку и языкам народов России в условиях многоязычия.

Все материалы, созданные в рамках проекта размещены в открытом доступе, это — видеозаписи лекций, в том числе: «Семейные тайны русского языка: русский язык и его ближайшие родственники», «Жалобы на русский язык как синдром дефицита межкультурной компетенции», «На каких языках мы говорим, когда говорим по-русски», «Социолингвистическая адаптация в условиях поликультурной среды». Размещены в открытом доступе методические кейсы, в том числе,

Материалы проекта нашли живой отклик в учительской среде, создали условия для развития представлений о языке как развивающейся системе, современных процессах развития языка, многоязычии.

Руководитель проекта

Сергей Буланов

Ключевые эксперты проекта

  • Сомин Антон Александрович, научный сотрудник лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик Школы филологии НИУ ВШЭ, преподаватель Школы филологии НИУ ВШЭ, научный сотрудник  лаборатории социолингвистики Института лингвистики РГГУ
  • Фуфаева Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, научный сотрудник лаборатории социолингвистики Российского государственного гуманитарного университета
  • Селезнёва Лариса Васильевна, доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Российского государственного социального университета и Международномго университета в Москве
  • Шаронов Игорь Алексеевич, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка Российского государственного гуманитарного университета
  • Зеленина Тамара Ивановна, доктор филологических наук, профессор Института языка и литературы УдГУ, директор НОЦ «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве», научный руководитель международной лаборатории с распределенным участием «Многоязычие и межкультурная коммуникация»,  директор МИП ООО «Научно-методическое объединение «Иж-Логос», автор Детской школы раннего языкового развития «Иж-Логос Лингва»
  • Брагина Наталья Георгиевна, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина»

 

Ресурсы проекта

Ирина Фуфаева: «Жалобы на русский язык как синдром дефицита межкультурной компетенции»

Ирина Фуфаева: «На каких языках мы говорим, когда говорим по русски»

Ирина Фуфаева: «Золотарица, циклистка и лайфхакерша. Русский феминитив путь сквозь столетия»

Антон Сомин: «Русский язык — или русские языки?»

Антон Сомин: «Семейные тайны: русский язык и его родственники»

Наталья Брагина: «Межкультурная коммуникация в вопросах и ответах»

Сергей Буланов: «Как научить получать удовольствие от русского языка»

Сергей Буланов: «Как научить получать удовольствие от русского языка»

Сергей Буланов: «Социолингвистическая адаптация в условиях поликультурной среды»

Лариса Селезнёва: «Письменная и устная коммуникация: деловая и «по делу»

Лариса Селезнёва: «Деловая коммуникация»

Лариса Селезнёва: «Словесная фейкономика: способы речевого убеждения и манипуляции»

Лариса Селезнёва: «Обзор исследований современного русского языка, его трансформации под влиянием интернета»

Лариса Селезнёва: «Коммуникативные качества «хорошей речи»: формируем свой речевой портрет»

Игорь Шаронов: «Мода на неизменяемость имен в русском языке «

Тамара Зеленина: «Полиглот – миф или реальность российского образования? «

Екатерина Кудрявцева: «Современное состояние исследований по естественному би- и полилингвизму»

Екатерина Кудрявцева: «Современное состояние исследований естественного би- и полилингвизма»

Публикации о проекте: 1.

Анализ состояния учебной, учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России — 2019

Государственный контракт03.D34.11.0038  от 11.11.2019

Государственный заказчик:

Министерство просвещения Российской Федерации

Результаты проекта

В результате проведенной работы был создан реестр, состоящий из  4389 названий книг и брошюр, изданных на языках народов России в 2017-2019 годах, а также 1904 средств массовой информации на языках народов России, зарегистрированных в Роскомнадзоре.

В реестре содержится информация за 2017-2019гг  об изданных книгах и брошюрах на 75 языках народов России.

Языками-лидерами по количеству  изданий за период 2017-2019 годы стали:

татарский язык — 1019 изданий за период;

башкирский язык – 631 издание;

якутский язык – 491 издание.

В данном исследовании книги и брошюры были условно разделены на 3 вида изданий по целевому назначению: учебная и учебно-методическая, художественная и научная литература.

Лидером книгоиздания на языках народов России за исследуемый период 2017-2019 годов стала художественная литература, в нее условно включены: литература для взрослых, издания для детей и юношества, а также литературно-художественные издания.

Второе место по видам изданий по целевому назначению в реестре литературы на языках народов России занимает учебная и учебно-методическая литература. Общее число выпущенных книг и брошюр в сегменте учебная и учебно-методическая литература за период 2017-2019 годов — 1745 наименований, их доля в общем количестве изданной литературы  на языках народов России за указанный период составила 40 %.

В сегменте учебной и учебно-методической литературы на языках народов России основную долю составили учебники, учебные пособия, методические пособия и иные наименования литературы для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Анализ распределения выпуска книг и брошюр на языках народов России по целевому назначению за период 2017-2019 гг. показал, что третье место  на рынке книгоиздания на языках народов России занимает научной литература.

Лидерами по количеству изданий научной литературы стали:  татарский язык (57 изданий), башкирский язык (45 изданий), казахский язык (46 изданий).

Средства массовой информации выходили, на момент исследования, на 62 языках народов России (кроме русского): на 35 государственных языках Российской Федерации, 14 официальных языках, 13 языках малых народностей России.

Топ-7 языков-лидеров (кроме русского), на которых зарегистрировано на момент исследования наибольшее количество средств массовой  информации на языках народов России представляют: татарский язык (42,9%), башкирский язык (11,9%), якутский язык (6,6%), чеченский язык  (4%), удмурдский язык (4,1%), аварский язык (3,9%).

Результаты данного исследования свидетельствуют о системности государственной языковой политики, обеспечивают информационную основу для формирования управленческих решений. Реестр учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России (кроме русского языка) за 2017-2019 гг. может быть использован в процессе реализации государственных программно-целевых направлений работы, а также проектной деятельности.

Руководитель проекта

Сергей Буланов

Ресурсы проекта

Реестр учебной, учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России