Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации
Краткое описание выполненных работ (оказанных услуг):
В рамках данного проекта проведен мониторинг, анализ и экспертиза текущей ситуации, связанной с подготовкой и эффективностью профессиональной деятельности преподавателей, обеспечивающих преподавание русского языка, обучение на русском языке в учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Проведен анализ системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дана оценка эффективности работы данной системы и профессиональной деятельности преподавателей, в зависимости от условий внешней среды, базовых знаний и специальной подготовки.
В результате мониторинговых и аналитических исследований подготовлены рекомендации для разработки комплекса мероприятий и методик по повышению эффективности функционирования системы подготовки и повышения квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации преподавателей российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Руководитель проекта
Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации
Краткое описание выполненных работ (оказанных услуг):
Проведен мониторинг деятельности учреждений повышения квалификации педагогических работников на предмет выявления существующих программ или модулей программ по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма;
разработаны информационно-справочные материалы по проблеме функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма;
разработаны программы и модули программ повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений по проблеме функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма;
разработаны методика и инструментарий экспертизы разработанных модульных программ и эффективности их реализации;
проведены методические семинары для работников учреждений повышения квалификации педагогических работников, участвующих в апробации разработанных модульных программ по указанной проблеме.
Разработаны методические материалы по апробации;
апробация модульных программ повышения квалификации для педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования проведена на базе 5 учреждений дополнительного образования, осуществляющих повышение квалификации, расположенных в 5 субъектах Российской Федерации, охват апробации модульных программ повышения квалификации составляет 535 человек;
подготовлен учебно-методический комплекс в электронном виде и на печатной основе, необходимый для внедрения модульных программ повышения квалификации для обучения специалистов по проблеме функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма;
для подготовки массового внедрения разработанных модульных программ повышения квалификации обучены 311 специалистов из 27 субъектов РФ из 7 федеральных округов, в объеме 72 академических часов;
отобраны 8 экспертов для проведения экспертизы и анализа реализации разработанных модульных программ повышения квалификации;
проведено 6 семинаров в 6 субъектах Российской Федерации с участием в общем количестве 198 человек;
проанализирован и обобщен опыт проведенной апробации разработанных модульных программ повышения квалификации;
доработаны модульные программы повышения квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма;
разработано 19 предложений и рекомендаций по развитию системы подготовки и повышения квалификации преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования по проблеме функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма;
предложения и рекомендации апробированы и обсуждены на семинаре, в котором приняли участие 18 специалистов системы повышения квалификации.
Проведено внедрение модульных программ повышения квалификации и УМК по проблеме функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма, обеспечено распространение опыта учреждений дополнительного образования, в которых проводилась апробация разработанных модульных программ повышения квалификации и УМК.
Распространение опыта пилотных образовательных площадок осуществлялось повсеместно (на территории России и за рубежом) в российских учреждениях, осуществляющих повышение квалификации по проблеме функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма.
Массовое внедрение осуществлялось с участием специалистов, подготовленных в ходе выполнения работ на 2 этапе, а также путем массового обеспечения образовательных учреждений повышения квалификации необходимыми методическими материалами, разработанными программами и УМК, предложениями по их внедрению и реализации. Для успешного внедрения модульных программ повышения квалификации и УМК по проблеме функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма разработаны программы и планы внедренческих мероприятий, подготовлены комплекты учебно-методического обеспечения, необходимого для проведения внедренческих мероприятий в каждом образовательном учреждении.
В каждом образовательном учреждении внедренческие мероприятия проводились с использованием возможностей Интернет-ресурсов для консультативной, методической, информационной поддержки внедрения разработанных программ.
Подготовлен пакет методических документов по сопровождению деятельности образовательных учреждений по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма, в составе которого информационно-справочный материал и методические документы для педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.
Подготовлена и проведена всероссийская конференция по проблеме функционирования русского языка. Всероссийская конференция по проблеме функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма состоялась 8-10 сентября 2013 г. в г. Москва, в гостиничном комплексе «Измайлово». В работе конференции приняло участие более 300 чел. Конференция способствовала обобщению и распространению положительного опыта по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Руководитель проекта
Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации
В рамках проекта подготовлены и проведены семинары для преподавателей русского языка в Киргизии, Туркменистане и Азербайджане.
Руководитель проекта
Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации
В результате выполнения проекта организован и проведен Всероссийский мастер-класс, в котором приняли участие более 100 педагогов из билингвальных регионов Российской Федерации.
Руководитель проекта
Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации
В рамках проекта разработаны структура и элементы содержания ведомственной целевой программы, предусматривающей создание нового поколения учебников по русскому языку и литературе для общеобразовательных и высших учебных заведений стран ближнего зарубежья, развивающих интеграционные процессы с Российской Федерацией.
Руководитель проекта