№ 03.S14.11.0046
Организация и проведение исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи у обучающихся по общеобразовательным программам»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8–11 декабря 2021 года в Мехико прошел Форум преподавателей-русистов, объединивший более 130 преподавателей русского языка из Южной и Северной Америки, ученых и литераторов из России, а также международных экспертов-русистов.
Организаторы Форума: Россотрудничество и Центр современных образовательных технологий (Москва).
В Форуме приняли участие авторы самых известных в мире учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному и русскому языку для билингвов — Станислав и Алла Чернышовы, Марианна Авери, Марина Низник, Полина Гельфрейх, Анатолий Бердичевский; ученые из РГГУ, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, РУДН, МГУ; авторы современных методик обучения русскому языку. Специальные гости Форума – детский писатель, переводчик Анастасия Строкина и поэт, писатель, эссеист Дмитрий Воденников.
Участники Форума обсудили современные методики обучения, учебники и учебные пособия по русскому языку как иностранному и русскому языку для билингвов, вариативность русского языка и региональные варианты русского языка диаспор, особенности использования русского языка в официально-деловой сфере, опыт организации онлайн-школ русского языка и просветительских проектов о России, российской культуре, образовании и о русском языке.
Важными итогами работы Форума стали социальные связи, возникшие между участниками из разных регионов, контакты с учеными и практиками, новые компетенции и новые возможности.
Скачать
По итогам оценивания работ экспертами и самими участниками проекта, сформирован список команд – финалистов проекта: команда «Алые паруса» (Саратовская область), команда «Волжане» (Самарская область), команда «Девочки» (Кировская область), команда «Добрая воля» (Кировская область), команда «Знатоки» (Калужская область), команда «Лингвисты» (Пензенская область), команда «Любители русской словесности» (Курганская область), команда «Новое поколение» (Санкт-Петербург), команда «Олимпус» (Саратовская область), команда «Отступление и наступление» (Кировская область), команда «Прометей» (Тамбовская область), команда «Псковитянки» (Псковская область), команда «Псковские исследователи» (Псковская область), команда «Ребятки с Вятки» (Кировская область), команда «Сборка» (Владимирская, Нижегородская области), команда «СМИ (Стараемся Мыслить Интересно)» (Свердловская область), команда «Сто раз первые» (Воронежская область), команда «Сурские топонимисты» (Пензенская область), команда «Ударники» (Кировская область), команда «Умники и умницы» (Пензенская область).
Издан сборник лучших исследовательских проектов (тираж 200 экземпляров). В сборнике представлены 11 научных статей о результатах исследования современных процессов языковых изменений; 6 научных статей с результатами исследований региональных особенностей русской речи; 3 научные статьи об исследованиях названий географических объектов.
По итогам финала выбраны две команды-победители проекта: «Сто раз первые» (Воронежская область) и «Сурские топонимисты» (Пензенская область).
- Лекции лингвистов о русском языке и языках народов России
- Лекции о психолого-педагогических особенностях билингвов, обучении русскому языку и языкам народов России в условиях многоязычия
- Языки России
- Всероссийская конференция «Обучение русскому языку и языкам народов России в условиях поликультурной образовательной среды»
- Форум преподавателей — русистов
- Совместное чтение
- Совместное чтение романа Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»
- Centersot Learning
- Каталог методических кейсов по по обучению русскому языку и языкам народов России в условиях поликультурной образовательной среды