Методический кейс «Ключевые вопросы акцентологии в обучении русскому языку как языку межкультурной коммуникации»

В школьной программе по русскому языку есть разделы «Фонетика», «Морфология» и «Синтаксис», о русском ударении же темы нет. Между тем русское ударение — чрезвычайно сложная система, намного более сложная, чем русская морфология.

 В то же время задания, проверяющие владение орфоэпическими нормами, включены в КИМы ЕГЭ. К сожалению, твёрдых правил о том, на каком слоге ставить ударение, в большинстве случаев нет, и в каждом случае необходимо запомнить слово вместе с ударением.

При работе с этим кейсом мы приблизимся к пониманию, почему так сложно устроено русское ударение. Мы покажем, что это система ударения переходного типа, которая находится между некоторой стройной системой, которая была в древнерусском, и некоторой системой будущего, описать которую пока затруднительно.

Как отмечал А. А. Зализняк, сейчас русским языком пройдено, вероятно, не более трети или четверти пути, т. е. система ударения ещё близка к древнерусской, но многое в ней уже сломалось. Изменения происходят с разной скоростью, поэтому мы и наблюдаем такую сложность ударения — его разноместность и подвижность в одних словах, неподвижность — в других.

В основе видеокейса — материалы видеолекции А. Ч. Пиперски (Пиперски А. Ч. Русское ударение история и современность [Электронный ресурс]// https://www.youtube.com/watch?v=sXrmU-hEMmE).

Целевые установки учебного видеокейса

Методическая цель:

совершенствование компетенций учителей русского языка в области акцентологии;

совершенствование компетенций учителей русского языка в области использования кейс-метода как образовательной технологии.

совершенствование содержания дополнительного образования по разделу «Орфоэпия» в контексте ФГОС основного общего образования.

Планируемые результаты использования учебного видеокейса

в области формирования языковой картины мира:

будет развиваться опыт ценностного отношения к языку как развивающемуся и формирующемуся с их личным участием явлению;

в области развития мышления учащихся:

будет развиваться опыт творческой деятельности при решении лингвистических задач;

в области предметных компетенций:

учащиеся будут знать свойства русского ударения: его разноместность (может быть на любом слоге) и подвижность (при образовании разных грамматических форм одного и того же слова может меняться) в одних словах, неподвижность — в других;

для разрешения трудных вопросов учащиеся будут уметь пользоваться орфоэпическими словарями на бумажных носителях и онлайн.

Целевая аудитория: учителя русского языка и языков народов России, осуществляющие профессиональную деятельность в условиях билингвальной либо полилингвальной образовательной среды, этнокультурного разнообразия среды.

Материалы видеокейса