Русисты из 9 стран Латинской Америки приняли участие в мероприятиях по повышению квалификации

17 декабря 2022 года в Каракасе завершился трехдневный образовательный интенсив, посвященный современным методикам преподавания русского языка как иностранного. Это финальное мероприятие проекта повышения квалификации учителей Латинской Америки, организаторами которого выступают Россотрудничество и Центр современных образовательных технологий (Москва).

Встреча в Каракасе собрала 40 преподавателей-русистов из Венесуэлы и Кубы. Лекции и семинары для них провели эксперты в области лингвистики и педагогики: доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Ефремов, кандидат педагогических наук, руководитель Центра современных образовательных технологий Сергей Буланов, писательница и переводчица Анастасия Строкина. Эксперты рассказали об актуальных тенденциях развития русского языка, провели обзоры новейших методических пособий и аутентичных русскоязычных ресурсов для обучения русскому языку, а также объяснили, как адаптировать образовательный процесс при работе с детьми-билингвами.

Образовательный интенсив в Каракасе стал финальной встречей проекта по повышению квалификации учителей-русистов Латинской Америки. Ранее аналогичные встречи прошли в столицах Аргентины, Перу и Чили, и в них приняли участие преподаватели русского языка, работающие в университетах и представительствах Россотрудничества, русских образовательных и культурных центрах, частные преподаватели — всего более 150 человек из 9 стран: Аргентина, Перу, Чили, Венесуэла, Бразилия, Мексика, Куба, Парагвай и Уругвай.

Руководитель представительства Россотрудничества в Венесуэле Андрей Пахомов рассказывает, что среди российских соотечественников и венесуэльцев востребованы мероприятия, посвященные популяризации русского языка и культуры России — например, такие как 1–й конгресс русского языка и русской культуры, прошедший в июне этого года в Венесуэльско-российской Торгово-промышленной палате.

«Данный курс — первое мероприятие в сфере продвижения русского языка, которое проводится в Венесуэле с участием экспертов из России. Большинство преподавателей-русистов Венесуэлы живет в разных городах страны, и на этой встрече у них впервые за многие годы появилась возможность собраться и познакомиться друг с другом. Участники выразили надежду, что проведение подобных курсов повышения квалификации будет продолжено в будущем», — говорит Андрей Пахомов.

Подводя итоги проекту, организатор и спикер курса Сергей Буланов рассказывает, что преподаватели русского языка в разных странах Латинской Америки испытывают схожие потребности. Очные встречи помогли систематизировать эти потребности, ответить на запросы преподавателей из 9 разных стран и обеспечить их материалами, соответствующими требованиям современной российской образовательной среды.

«При всей разности условий в странах, преподаватели испытывают общие профессиональные потребности — в развитии эффективных практик цифровизации обучения русскому языку, в средствах обучения, учитывающих страновую специфику и вариативность образовательных запросов студентов, в систематизации средств и методов работы с билингвами. Приглашение очных участников мероприятий в работу профессионального сетевого сообщества обеспечило пролонгированность проекта и возможность адресной методической помощи латиноамериканским преподавателям русского языка», — комментирует Сергей Буланов.

«Я преподаю по онлайн-учебнику, и для отработки материала часто не хватает упражнений. Поиски и создание заданий в сторонних приложениях занимают много времени. Очень понравилось обилие новых ресурсов, представленных на занятиях — Arzamas, технология французских мастерских, синквейны, мемы и комиксы как материалы для преподавания, интерактивная доска. Планирую применять все это для домашних заданий», — говорит участница курса Ольга Сизова, частный преподаватель из Аргентины.

«Я получила огромное удовольствие от лекций и от общения с коллегами. Была приятно удивлена обзором современных образовательных интернет-ресурсов с актуальным контентом для работы с детьми-билингвами и студентами, изучающими русский как иностранный. Многосторонний подход к темам и возможности применения новых технологий в преподавании русского как иностранного я считаю наиболее интересным для себя», — рассказывает участница курса Анна Мария Ярмолюк, преподаватель из Русского дома в Мар дель Плата (Аргентина).

«Очень понравились лекции по игровым технологиям, заинтересовала тема медленного чтения, новая детская литература — буду рекомендовать ее детям для конкурса “Живая классика”, а остальные материалы использую на уроках русского языка как иностранного», — отмечает участница курса Наталья Смирнова, преподаватель в Alar Training Center (Мексика).

Фоторафии, видеозаписи, презентации, учебные и методические материалы проекта.