Центр современных образовательных технологий и Русский Дом в Улан-Баторе приглашают учителей русского языка пройти обучение по программе повышения квалификации. Обучение рассчитано на 36 академических часов — 12 часов очно и 24 часа онлайн. Очная часть программы будет проходить 5 и 6 ноября в Улан-Баторе, Эрдэнэте и Увурхангайском аймаке, 7 ноября в формате индивидуальных очных консультаций, онлайн – здесь.
Программа обучения предусматривает лекции и семинары о современном русском языке и методике его преподавания.
Для участия в обучении необходимо заполнить регистрационную анкету.
По итогам обучения участники получат сертификаты, а также учебные и методические материалы для работы.
В мае 2022 года камерный ансамбль «Солисты Москвы» (художественный руководитель, дирижер и солист Юрий Башмет) будет праздновать свое 30-летие.
По случаю юбилея коллектива в мае 2022 года впервые запланировано проведение уникального Фестиваля камерных оркестров мира, в котором с камерным ансамблем «Солисты Москвы» будут принимать участие ведущие зарубежные камерные оркестры.
Всего запланировано проведение 5 концертов в рамках фестиваля, в том числе, главного юбилейного концерта, который пройдет 19 мая в Большом зале Московской государственной консерватории, где оркестр сыграл свой самый первый концерт в 1992
году. Кроме этого, концерты фестиваля пройдут в Концертном зале им. П.И. Чайковского
и Концертном зале «Зарядье».
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» был создан Юрием Башметом в 1992 году.
Юрий Башмет собрал коллектив, пригласив талантливую молодежь — выпускников, студентов и аспирантов Московской консерватории. В своем нынешнем статусе «Солисты
Москвы» дебютировали 19 мая 1992 года на сцене Большого зала Московской консерватории, а через день, 21 мая — на сцене Парижского зала «Плейель». «Солисты Москвы» с успехом выступали на самых известных концертных сценах мира: Карнеги-холле в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Сантори-холле в Токио, Барбикан-холле в Лондоне, «Тиволи» в Копенгагене, зале Берлинской филармонии, Музикферайн в Вене, «Академия Санта- Чечилия» в Риме, Сиднейском оперном театре, Большом зале Московской консерватории.
С коллективом выступали Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Марта Аргерич, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Ефим Бронфман, Олег Майзенберг, Максим Венгеров, Вадим Репин, Дмитрий Ситковецкий, Сергей Крылов, Сара Чанг, Кристоф Барати, Шломо Минц, Барбара Хендрикс, Джеймс Галуэй, Линн Хэррел, Марио Брунелло, Рено и Готье Капюсоны, Миша Майский, Борис Андрианов, Александр Бузлов, Томас Квастхофф, Анна Нетребко, Ольга Бородина, Джесси Норман, Игорь Бутман, Фридрих Липс и многие другие прославленные солисты.
В 2008 году ансамбль был удостоен премии Grammy в номинации «Лучшее выступление
в составе малого ансамбля» за запись музыки И.Стравинского С.Прокофьева. Всего «Солисты Москвы» трижды номинировались на Grammy: в 1994 году за диск с записью произведений Д. Шостаковича и И. Брамса, в 2006 г. за диск с записью камерных симфоний Д. Шостаковича, Г. Свиридова и М. Вайнберга, а в 2009 г. — за запись произведений японских и китайских композиторов.
Центр современных образовательных технологий — организатор Фестиваля камерных оркестров мира, посвященного 30-летию камерного ансамбля «Солисты Москвы». Проект проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Концерты проекта:
18 мая в Концертном зале имени П.И. Чайковского выступит Государственный камерный оркестр Армении, дирижёр Антон Шабуров, фортепиано Сона Барсегян. Подробности и билеты: https://meloman.ru/concert/kzch-2022-05-18/
18 мая в Зарядье выступит Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», дирижёр – Владислав Лаврик. Подробности и билеты: https://zaryadyehall.com/afisha/zaradys/kamernyy-orkestr-solisty-nizhnego-novgoroda/
19 мая в Большом зале консерватории состоится Юбилейный концерт к 30-летию Камерного ансамбля «Солисты Москвы» с участием Юрия Башмета, Камерного ансамбля «Солисты Москвы», Государственного камерного оркестра Армении, Камерного оркестра «Солисты Узбекистана», Новосибирского камерного оркестра, Камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода». Подробности и билеты: https://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=176799
20 мая в Большом зале консерватории выступит Государственный камерный оркестр «Солисты Узбекистана», дирижер Анвар Раимджанов, солисты Элнура Мирзакамалова (фортепиано), Сардор Ибрагимов (виолончель). Подробности и билеты: https://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=176800
20 мая в Зарядье выступит Камерный оркестр Новосибирской филармонии, дирижёр Алексей Уткин, солист Вадим Репин. Подробности и билеты: https://zaryadyehall.com/afisha/zaradys/kamernyy-orkestr-novosibirskoy-filarmonii/
Предметом мониторинга является эффективность педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, для которых русский язык является неродным, по формированию путей их языковой адаптации как фактора развития и адаптации к социальной среде детей дошкольного возраста, для которых русский язык является неродным, и определение путей решения актуальной проблемы подготовки педагогических работников к способности вести образовательный процесс в условиях полилингвального социума.
Эффективность педагогического сопровождения детей определяется успешностью адаптации воспитанников с русским неродным языком в образовательной среде дошкольной организации, уровнем их языковой адаптации, что напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов в вопросах социолингвистического сопровождения детей дошкольного возраста, для которых русский язык является неродным.
№ 0173100006021000046
Организация и проведение «Форума преподавателей-русистов»/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
№ 03.D34.11.0004
Услуги по реализации комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков народов России, а также разработка эффективных механизмов реализации государственной языковой политики/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 03.D34.11.0003
Услуги по организации и проведение всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся в области русского языка “Русская речь”/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 02.2020.244.11.0003
Проведение Всероссийской конференции об итогах реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 02.2020.244.11.0006
Проведение для обучающихся из Северо-Кавказского федерального округа в образовательных организациях высшего образования семинаров, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, а также в целях знакомства с историческими и культурными традициями народов России/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 02.244.11.0006
Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в том числе анализ эффективности реализации программ субъектов Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан и оценка эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 02.244.11.0003
Проведение Всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 03.D34.11.0038
Анализ состояния учебной, учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 06.Z31.11.0022
Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 03.S14.11.0032
Реализация комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков из числа языков народов России, включая русский в качестве государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, включая русский, выработке комплекса мер по их поддержке и развитию, разработке эффективных механизмов реализации государственной языковой политики/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 03.S14.11.0046
Организация и проведение исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи у обучающихся по общеобразовательным программам»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 004/ГК
Оказание услуг по организации и проведению комплексных мероприятий, посвященных Великой Победе/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
№ 24-14/19
Организация и проведение комплекса мероприятий по проблемам сохранения электронной информации и реализации «Рекомендаций ЮНЕСКО об обеспечении сохранности и доступности документального наследия, в том числе в цифровой форме»/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ
№ 2019.5047
Организация и проведение Всероссийского конкурса юных поэтов и писателей «Илһам» («Вдохновение»)/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
№ 0373100019918000068-0011073-01
Оказание услуг по организации и проведению Всероссийской практической студенческой конференции «Школа ответственного родительства»/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «СТАНКИН»
№ 1030-01.1-41/02-18
Оказание услуг по организации и проведению гала-концерта «Голоса наследия» лауреатов Международных конкурсов Елены Образцовой/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 09.770.11.0007
Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 07.D06.11.0021
Проведение Всероссийской акции «День единых действий по информированию детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа «ЗНАНИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЗДОРОВЬЕ»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 09.770.11.0032
Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 09.770.12.0067
Проведение мониторинга деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в том числе анализ эффективности реализации программ субъектов Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан и оценка эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 09.770.13.0075
Организация и проведение открытой всероссийской интернет-конференции по обсуждению итогов реализации мероприятий Минобрнауки России в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в 2016 году/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 07.P56.11.0014
Организация и проведение всероссийской интернет-олимпиады для школьников на знание правил дорожного движения/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 09.770.11.0019
Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 09.770.11.0007
Разработка и издание методических пособий по организации патриотического воспитания в образовательных организациях и субъектах Российской Федерации/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 09.770.13.0111
Проведение всероссийского слета юных туристов в городах-героях и городах, удостоенных звания «Город воинской славы»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 013/ГК
Оказание услуг по подготовке и проведению мероприятий, направленных на продвижение достижений российской культуры в зарубежных странах: кинопоказы, концерты, творческие встречи, лекции с участием деятелей культуры, искусства и талантливой творческой молодежи/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
№ 09/15
Оказание услуг по проведению мониторинга реализации основ государственной молодежной политики, анализу результатов и разработке методических рекомендаций по реализации основ государственной молодежной политики Российской Федерации с учетом региональных аспектов/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
№ 09.770.11.0152
Организация и проведение открытой всероссийской интернет-конференции по обсуждению итогов всероссийского творческого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых, а также иных проектов ведомственной программы Министерства образования и науки Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 08.D06.11.0002
Организационно-методическое обеспечение международного открытого детско-юношеского музыкального интернет-фестиваля, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Мы за мир!»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 09.770.11.0063
Проведение межрегионального конкурса профессионального мастерства среди рабочей молодежи на звание “Лучший по профессии”/ Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации
№ 09.770.11.0016
Проведение встречи ветеранов ведущих отраслей экономики с молодыми специалистами по вопросам патриотического воспитания в процессе трудовой деятельности/ Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации
№ 09.770.11.0077
Проведение всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа/ Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации
№ 03.D34.11.0003
Услуги по организации и проведение всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся в области русского языка “Русская речь”/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 0173100006021000046
Организация и проведение «Форума преподавателей-русистов»/ Заказчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
№ 03.D34.11.0004
Услуги по реализации комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков народов России, а также разработка эффективных механизмов реализации государственной языковой политики/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 02.2020.244.11.0003
Проведение Всероссийской конференции об итогах реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 02.2020.244.11.0006
Проведение для обучающихся из Северо-Кавказского федерального округа в образовательных организациях высшего образования семинаров, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, а также в целях знакомства с историческими и культурными традициями народов России/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 02.244.11.0006
Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в том числе анализ эффективности реализации программ субъектов Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан и оценка эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 02.244.11.0003
Проведение Всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 03.D34.11.0038
Анализ состояния учебной, учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 06.Z31.11.0022
Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов…»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 03.S14.11.0032
Реализация комплекса мероприятий по определению состояния и характера развития языков из числа языков народов России, включая русский в качестве государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, включая русский, выработке комплекса мер по их поддержке и развитию, разработке эффективных механизмов реализации государственной языковой политики/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 03.S14.11.0046
Организация и проведение исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи у обучающихся по общеобразовательным программам»/ Заказчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8–11 декабря 2021 года в Мехико прошел Форум преподавателей-русистов, объединивший более 130 преподавателей русского языка из Южной и Северной Америки, ученых и литераторов из России, а также международных экспертов-русистов.
Организаторы Форума: Россотрудничество и Центр современных образовательных технологий (Москва).
В Форуме приняли участие авторы самых известных в мире учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному и русскому языку для билингвов — Станислав и Алла Чернышовы, Марианна Авери, Марина Низник, Полина Гельфрейх, Анатолий Бердичевский; ученые из РГГУ, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, РУДН, МГУ; авторы современных методик обучения русскому языку. Специальные гости Форума – детский писатель, переводчик Анастасия Строкина и поэт, писатель, эссеист Дмитрий Воденников.
Участники Форума обсудили современные методики обучения, учебники и учебные пособия по русскому языку как иностранному и русскому языку для билингвов, вариативность русского языка и региональные варианты русского языка диаспор, особенности использования русского языка в официально-деловой сфере, опыт организации онлайн-школ русского языка и просветительских проектов о России, российской культуре, образовании и о русском языке.
Важными итогами работы Форума стали социальные связи, возникшие между участниками из разных регионов, контакты с учеными и практиками, новые компетенции и новые возможности.
Скачать
По итогам оценивания работ экспертами и самими участниками проекта, сформирован список команд – финалистов проекта: команда «Алые паруса» (Саратовская область), команда «Волжане» (Самарская область), команда «Девочки» (Кировская область), команда «Добрая воля» (Кировская область), команда «Знатоки» (Калужская область), команда «Лингвисты» (Пензенская область), команда «Любители русской словесности» (Курганская область), команда «Новое поколение» (Санкт-Петербург), команда «Олимпус» (Саратовская область), команда «Отступление и наступление» (Кировская область), команда «Прометей» (Тамбовская область), команда «Псковитянки» (Псковская область), команда «Псковские исследователи» (Псковская область), команда «Ребятки с Вятки» (Кировская область), команда «Сборка» (Владимирская, Нижегородская области), команда «СМИ (Стараемся Мыслить Интересно)» (Свердловская область), команда «Сто раз первые» (Воронежская область), команда «Сурские топонимисты» (Пензенская область), команда «Ударники» (Кировская область), команда «Умники и умницы» (Пензенская область).
Издан сборник лучших исследовательских проектов (тираж 200 экземпляров). В сборнике представлены 11 научных статей о результатах исследования современных процессов языковых изменений; 6 научных статей с результатами исследований региональных особенностей русской речи; 3 научные статьи об исследованиях названий географических объектов.
По итогам финала выбраны две команды-победители проекта: «Сто раз первые» (Воронежская область) и «Сурские топонимисты» (Пензенская область).
- Лекции лингвистов о русском языке и языках народов России
- Лекции о психолого-педагогических особенностях билингвов, обучении русскому языку и языкам народов России в условиях многоязычия
- Языки России
- Всероссийская конференция «Обучение русскому языку и языкам народов России в условиях поликультурной образовательной среды»
- Форум преподавателей — русистов
- Совместное чтение
- Совместное чтение романа Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»
- Centersot Learning
- Каталог методических кейсов по по обучению русскому языку и языкам народов России в условиях поликультурной образовательной среды
Государственный контракт № 004/ГК от 19.03.2019
Государственный заказчик:
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
Результаты проекта
Автономная некоммерческая организация «Центр современных образовательных технологий» подготовила и провела круглые столы, концерты и выставки, посвященные сохранению исторической памяти о Второй мировой войне в Таджикистане, Румынии, Чехии, Венгрии, Беларуси, Казахстане и Узбекистане.
В Таджикистане проведены:
- Концерт артистов Московского Театра Мюзикла и музыкантов творческих коллективов Таджикистана. Концерт прошёл в Российско-Таджикском (Славянском) Университете (РТСУ) для студентов и преподавателей университета, соотечественников и жителей Душанбе.
- Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» в Российско-Таджикском (Славянском) Университете (РТСУ). Для сотрудников Посольства Российской Федерации в Таджикистане, преподавателей и студентов РТСУ были организованы экскурсии по выставкам. Экскурсии провела Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «Дом И.С. Остроухова в Трубниках».
- Круглые столы: «Советская культура в годы Великой Отечественной войны. Писательская рота» (ведущая – Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» ) в Российско-Таджикском (Славянском) Университете (РТСУ) и «Как сохранить память о Великой Отечественной войне: опыт российских педагогов по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи» (ведущий – Сергей Буланов, к.п.н.) в Российском центре науки и культуры в Душанбе.
В Румынии проведены:
- Концерт артистов Московского Театра Мюзикла Евгения Вальца, Елены Моисеевой, Анны Петуховой, Александра Чеботарёва и Льва Успенского. Концерт прошёл в Российском центре науки и культуры в Бухаресте.
- Выставки «Великая отечественная. Летопись войны глазами художников фронтовиков» и «Тема Великой отечественной войны в творчестве Бориса Неменского» в Российском центре науки и культуры в Бухаресте. Были организованы экскурсии по выставкам, проведённые искусствоведом Татьяной Хазовой.
- Круглые столы: «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) в Посольстве Российской Федерации в Румынии и «Великая отечественная. Летопись войны глазами художников фронтовиков» (ведущая – искусствовед Татьяна Хазова) в Российском центре науки и культуры в Бухаресте.
В Чехии проведены:
- Концерт артистов Московского Театра Мюзикла Евгения Вальца, Елены Моисеевой, Анны Петуховой, Александра Чеботарёва и Льва Успенского.
- Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» . Были организованы экскурсии по выставкам, проведённые Александрой Голубевой.
- Круглые столы: «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «Писательская рота» (ведущая – Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «Дом И.С. Остроухова в Трубниках»).
В Венгрии проведены:
- Концерт артистов Московского Театра Мюзикла и музыкантов творческих коллективов Будапешта.
- Выставки «Писательская рота» и «Великая отечественная. Летопись войны глазами художников фронтовиков» . Были организованы экскурсии по выставкам, проведённые Александрой Голубевой.
- Круглые столы: «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «Писательская рота» (ведущая – Александра Голубева, зав. сектором экскурсионной работы научно-экспозиционного отдела «Дом И.С. Остроухова в Трубниках»).
В Беларуси проведены:
- Концерт артистов творческого коллектива “Gnessins’ Collegium musicum”. Концерт прошёл в Доме Москвы в Минске.
- Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» в Российском центре науки и культуры в Минске.
- Круглые столы: «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) в Российском центре науки и культуры в Минске и «Освобождение Белоруссии как важный этап Великой Отечественной войны» (ведущий – Виктор Скрябин, к.ф.н.) в Доме Москвы в Минске.
В Казахстане проведены:
- Концерт артистов Московского Театра Мюзикла в Российском центре науки и культуры в Нур-Султане.
- Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» в Центральной детско-юношеской библиотеке в Нур-Султане.
- Круглые столы: «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «Как сохранить память о Великой Отечественной войне: опыт российских педагогов по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи» (ведущий – Сергей Буланов, к.п.н.). Круглые столы были проведены в Центральной детско-юношеской библиотеке в Нур-Султане. В работе круглых столов приняли участие казахстанские эксперты, в том числе, искусствовед Раушан Каргабекова и киновед Камила Габдрашитова. Партнёры мероприятий в Казахстане – Российский центр науки и культуры в Нур-Султане и Центральная детско-юношеская библиотека приняли участие в масштабном информировании целевых групп в социальных сетях, за счёт чего была обеспечена качественная выборка участников круглых столов, заинтересованных содержанием рассматриваемых вопросов.
В Узбекистане проведены:
- Концерт артистов Московского Театра Мюзикла в Республиканском специализированном музыкальном академическом лицее им.В.Успенского.
- Выставки «Писательская рота» и «Писатели – фронтовики» и круглые столы «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» (ведущий – писатель Дмитрий Макаров) и «Как сохранить память о Великой Отечественной войне: опыт российских педагогов по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи» (ведущий – Сергей Буланов, к.п.н.) в Российском центре науки и культуры в Ташкенте. В работе круглых столов приняли участие местные эксперты, в том числе, директор «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» А.В. Маркевич.
Российскими центрами науки и культуры в Будапеште и Ташкенте получены выставочные материалы, которые могут быть использованы для организации постоянных и передвижных выставок.
Руководители проекта
Ключевые персоны проекта
Партнёры проекта
Публикации о проекте: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
Государственный контракт № 24-14/19 от 19.03.2019
Государственный заказчик:
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Результаты проекта
Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Пскове.
Место проведения: Cпортивно-развлекательный парк «Простория», г. Псков, Иркутский пер. 2, Центр науки и спорта «Без Предела»
Дата и время проведения: 16-17 апреля 2019 г., с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.
Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Ханты-Мансийске.
Место проведения: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Анны Коньковой, 8
Дата и время проведения: 29 и 30 апреля 2019 года, с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.
Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Твери.
Место проведения: Тверская область, г. Тверь. ул. Желябова, 33, Тверской государственный университет, актовый зал (ауд.303)
Дата и время проведения: 17 и 18 июня 2019 года, с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.
Проведён семинар по проблемам долгосрочного сохранения электронной информации в Москве
Место проведения: г. Москва, Измайловское ш., 71 корпус 3В, конференц-зал «Технология» в Конгресс-Центре отеля Вега Измайлово 4*.
Дата и время проведения: 20 и 21 июня 2019 года, с 10 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м.
В период проведения комплекса семинаров Исполнителем организована и проведена выставка книжных изданий по вопросам сохранения электронной информации, формирования медийно-информационной грамотности и по другим гуманитарным проблемам развития информационного общества, выпущенных в 2007-2018 гг. в местах проведения семинаров.
Руководители проекта
Ключевые эксперты проекта
- АНДРЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ — доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор.
- ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА МАРИНА ЕФИМОВНА — кандидат педагогических наук, профессор МПГУ.
- ДРОКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела документоведения ВНИИДАД.
- ПАПАНОВА НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА — заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности Государственного литературного музея.
- ЯКУШИНА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА — кандидат педагогических наук. Член правления Ассоциации специалистов медиаобразования http://mim.org.ru/asmo. Выпускающий редактор газеты «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ, администратор проекта Цифровое образование http://digital-edu.ru, администратор портала методической службы издательства http://metodist.lbz.ru/. Выпускающий редактор международного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» http://mic.org.ru.
- ЯСТРЕБЦЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА — кандидат педагогических наук. Член Правления «Лиги образования», автор образовательных программ по медиаобразованию.
- ЕВЛАХОВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ — заведующий сектором информационных технологий этнографического музея под открытым небом “Торум Маа” (ХМАО-Югра).
- КЛИМОВИЧ ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА — Сургутский государственный университет, начальник отдела мониторинга качества образования (ХМАО-Югра). Эксперт федеральных проектов по направлению создания цифровых образовательных ресурсов («Информатизация системы образования»).
- СУДАКОВА НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА — директор КУ “Государственный архив Югры” (ХМАО-Югра).
- ХАЗОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА — кандидат экономических наук, директор Московской галереи «МастАРТ», искусствовед, организатор выставочной деятельности в России и за рубежом, руководитель проекта «Ареал культуры».
- ЛЕОНТЬЕВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА — доктор исторических наук, почетный профессор ТвГУ, заведующая кафедрой отечественной истории, декан исторического факультета Тверского государственного университета.
- МАТЮШКИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ — кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета, руководитель образовательного направления «Журналистика».
- БАКАЛОВА СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА — заведующая отделом развития информационных услуг и технологий ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека».
- ПЕТРОВА ОКСАНА ГЕННАДЬЕВНА — кандидат педагогических наук, проректор по информатизации и проектной деятельности ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования».
- УРСОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА — кандидат педагогических наук, зав. каф. ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования».
- ВЫЛЕГЖАНИНА ИННА ВИТАЛЬЕВНА — кандидат педагогических наук. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, директор ЧОУ ДО «Центр Информационных Технологий в Обучении «Познание».
- ШИЛИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат исторических наук, победитель конкурса «iУчитель» — 2018.
Ресурсы проекта
Государственный контракт № 02.244.11.0003 от 27.09.2019
Государственный заказчик:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Результаты проекта
Проведен заочный этап всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.
Проведён финал всероссийского конкурса дипломных работ выпускников исторических факультетов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.
В результате выполнения работ Государственного контракта были выявлены наиболее интересные исследовательские работы выпускников исторических факультетов, связанные с историческим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.
Результаты проекта свидетельствуют о наличии стойкого интереса к истории России и судьбам россиян.
Анализ конкурсных работ позволил определить наиболее актуальные направления исследований исторического прошлого России, прежде всего, это исследования биографий россиян, внёсших значительный вклад в историю страны и мира; вопросы военной истории, а также, анализ исторических событий и их влияния на судьбы россиян.
Руководитель проекта
Государственный контракт № 2019.5047 от 11.02.2019
Государственный заказчик:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Результаты проекта
Осуществлен прием творческих работ, направленных для участия во всероссийском конкурсе юных поэтов и писателей «Илһам» («Вдохновение»).
Произведена оценка и проведен отбор конкурсных работ по номинациям.
Конкурс проведен по следующим номинациям:
– юный поэт (в каждой возрастной категории);
– юный прозаик (в каждой возрастной категории);
– юный драматург (8-9, 10-11 классы);
– юный журналист (в каждой возрастной категории).
Произведения, направленные на Конкурс, рассмотрены в трех возрастных категориях:
– 5 — 7 классы;
– 8 — 9 классы;
– 10-11 классы.
Осуществлено ведение документации протокольной части заочного тура.
По итогам сформирован список участников на зональный тур Конкурса.
Зональный тур проведен в городах: Чистополь, Арск, Набережные Челны, Альметьевск, Казань. Проведён финал конкурса в Казани.
Руководитель проекта:
Информация о проекте: 1.
Государственный контракт № 03.S14.11.0032 от 25.10.2019
Государственный заказчик:
Министерство просвещения Российской Федерации
Результаты проекта
Результатом проекта стали коллекция апробированных и внедрённых методических кейсов по русскому языку и языкам народов России в контексте межкультурной коммуникации, разработанных коллективами учёных и практиков, а также серия просветительских мероприятий – лекций и круглых столов, проведённых во всех федеральных округах и посвященных вопросам современного состояния и перспективных исследований языка и методике обучения русскому языку и языкам народов России в условиях многоязычия.
Все материалы, созданные в рамках проекта размещены в открытом доступе, это — видеозаписи лекций, в том числе: «Семейные тайны русского языка: русский язык и его ближайшие родственники», «Жалобы на русский язык как синдром дефицита межкультурной компетенции», «На каких языках мы говорим, когда говорим по-русски», «Социолингвистическая адаптация в условиях поликультурной среды». Размещены в открытом доступе методические кейсы, в том числе,
- Методический кейс: путешествие за феминитивами
- Путешествие с Гулливером за диминутивчиками: уменьшительно-ласкательные слова в русском языке
- Сундучок с застывшими диминутивами: уменьшительно-ласкательные слова в русском языке
- Дорогая царица, очень рад познакомиться! На машине времени в царские палаты
- Почему “семья” не “семь – я”: следствие ведут…»
- Расследуем значение слова “семья”: следствие ведут…»
- Почему “Вязники» — не “вязни, Кий!”: лингвистический хакатон
- Откуда же взялось название Вязники: экспедиция за топонимами
- Есть ли причины переживать за чистоту русского языка? Аквариумная дискуссия о заимствованиях
- С Шишковым на дружеской ноге: опыт составления нового словаря русских синонимов заимствованных слов
- Как один человек придумал словарь навыворот: медленное чтение с Национальным корпусом русского языка
- Суффиксы слов начинают загадывать нам престранные загадки: медленное чтение с Национальным корпусом русского языка
- Будет ли жить слово «купейность»: медленное чтение с Национальным корпусом русского языка
- Подвижная норма: медленное чтение с Национальным корпусом русского языка
Материалы проекта нашли живой отклик в учительской среде, создали условия для развития представлений о языке как развивающейся системе, современных процессах развития языка, многоязычии.
Руководитель проекта
Ключевые эксперты проекта
- Сомин Антон Александрович, научный сотрудник лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик Школы филологии НИУ ВШЭ, преподаватель Школы филологии НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории социолингвистики Института лингвистики РГГУ
- Фуфаева Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, научный сотрудник лаборатории социолингвистики Российского государственного гуманитарного университета
- Селезнёва Лариса Васильевна, доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Российского государственного социального университета и Международномго университета в Москве
- Шаронов Игорь Алексеевич, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка Российского государственного гуманитарного университета
- Зеленина Тамара Ивановна, доктор филологических наук, профессор Института языка и литературы УдГУ, директор НОЦ «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве», научный руководитель международной лаборатории с распределенным участием «Многоязычие и межкультурная коммуникация», директор МИП ООО «Научно-методическое объединение «Иж-Логос», автор Детской школы раннего языкового развития «Иж-Логос Лингва»
- Брагина Наталья Георгиевна, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина»
Ресурсы проекта
Ирина Фуфаева: «Жалобы на русский язык как синдром дефицита межкультурной компетенции»
Ирина Фуфаева: «На каких языках мы говорим, когда говорим по русски»
Ирина Фуфаева: «Золотарица, циклистка и лайфхакерша. Русский феминитив путь сквозь столетия»
Антон Сомин: «Русский язык — или русские языки?»
Антон Сомин: «Семейные тайны: русский язык и его родственники»
Наталья Брагина: «Межкультурная коммуникация в вопросах и ответах»
Сергей Буланов: «Как научить получать удовольствие от русского языка»
Сергей Буланов: «Как научить получать удовольствие от русского языка»
Сергей Буланов: «Социолингвистическая адаптация в условиях поликультурной среды»
Лариса Селезнёва: «Письменная и устная коммуникация: деловая и «по делу»
Лариса Селезнёва: «Деловая коммуникация»
Лариса Селезнёва: «Словесная фейкономика: способы речевого убеждения и манипуляции»
Лариса Селезнёва: «Коммуникативные качества «хорошей речи»: формируем свой речевой портрет»
Игорь Шаронов: «Мода на неизменяемость имен в русском языке «
Тамара Зеленина: «Полиглот – миф или реальность российского образования? «
Екатерина Кудрявцева: «Современное состояние исследований по естественному би- и полилингвизму»
Екатерина Кудрявцева: «Современное состояние исследований естественного би- и полилингвизма»
Публикации о проекте: 1.
Государственный контракт № 03.D34.11.0038 от 11.11.2019
Государственный заказчик:
Министерство просвещения Российской Федерации
Результаты проекта
В результате проведенной работы был создан реестр, состоящий из 4389 названий книг и брошюр, изданных на языках народов России в 2017-2019 годах, а также 1904 средств массовой информации на языках народов России, зарегистрированных в Роскомнадзоре.
В реестре содержится информация за 2017-2019гг об изданных книгах и брошюрах на 75 языках народов России.
Языками-лидерами по количеству изданий за период 2017-2019 годы стали:
татарский язык — 1019 изданий за период;
башкирский язык – 631 издание;
якутский язык – 491 издание.
В данном исследовании книги и брошюры были условно разделены на 3 вида изданий по целевому назначению: учебная и учебно-методическая, художественная и научная литература.
Лидером книгоиздания на языках народов России за исследуемый период 2017-2019 годов стала художественная литература, в нее условно включены: литература для взрослых, издания для детей и юношества, а также литературно-художественные издания.
Второе место по видам изданий по целевому назначению в реестре литературы на языках народов России занимает учебная и учебно-методическая литература. Общее число выпущенных книг и брошюр в сегменте учебная и учебно-методическая литература за период 2017-2019 годов — 1745 наименований, их доля в общем количестве изданной литературы на языках народов России за указанный период составила 40 %.
В сегменте учебной и учебно-методической литературы на языках народов России основную долю составили учебники, учебные пособия, методические пособия и иные наименования литературы для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Анализ распределения выпуска книг и брошюр на языках народов России по целевому назначению за период 2017-2019 гг. показал, что третье место на рынке книгоиздания на языках народов России занимает научной литература.
Лидерами по количеству изданий научной литературы стали: татарский язык (57 изданий), башкирский язык (45 изданий), казахский язык (46 изданий).
Средства массовой информации выходили, на момент исследования, на 62 языках народов России (кроме русского): на 35 государственных языках Российской Федерации, 14 официальных языках, 13 языках малых народностей России.
Топ-7 языков-лидеров (кроме русского), на которых зарегистрировано на момент исследования наибольшее количество средств массовой информации на языках народов России представляют: татарский язык (42,9%), башкирский язык (11,9%), якутский язык (6,6%), чеченский язык (4%), удмурдский язык (4,1%), аварский язык (3,9%).
Результаты данного исследования свидетельствуют о системности государственной языковой политики, обеспечивают информационную основу для формирования управленческих решений. Реестр учебно-методической, научной, художественной литературы и СМИ на языках народов России (кроме русского языка) за 2017-2019 гг. может быть использован в процессе реализации государственных программно-целевых направлений работы, а также проектной деятельности.
Руководитель проекта
Ресурсы проекта